"В этот раз хочу познакомить интересующихся с одним из основных понятий в Буддизме - взаимозависимое происхождение.
Эта теория двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения открывает перед нами эволюцию циклов жизни — такую же, как эволюция семени и дерева. Семя происходит из дерева, а дерево произошло из предыдущего семени.
Всякое буддийское учение обычно исходит от самого Будды. Так один из индийских царей задал Будде вопрос об эволюции жизни. Будда объяснил ему, что благодаря тому, что существует это, существует то. Когда возникает одно, то возникает и другое. То есть, он объяснял, как из неведения (1) возникают кармические факторы (2), как из кармических факторов возникает сознание (3), и так далее. Смысл этого учения в том, что все возникает по своим специфическим причинам. Если есть причина, то появляется и следствие. Следствие не возникает само по себе, не творится каким-то творцом. Ну и в чем же состоит эта причина? Он объяснил, что первопричиной является неведение. Из-за неведения возникают кармические действия. Когда из-за неведения мы верим в существование постоянного "Я" и считаем, что другие тоже обладают этим постоянным "Я", у нас может возникнуть страстная привязанность или ненависть по отношению к другим существам. Из-за этих эмоций мы совершаем действия речью и телом и таким образом производим негативную карму. То, что мы называем неведением, заблуждением, есть наше цепляние за постоянное "Я". Когда, например, кто-то говорит, что мы глупы, мы полагаем, что это относится к чему-то постоянному в нас. Мы забываем, что наше "Я" является просто моментом внутренней причинно-следственной связи. Вот такое заблуждение мы и называем неведением. С точки зрения буддийской философии высшего уровня, и мы сами, и все явления подобны миражу, как отражение луны в воде. Поэтому представлять все явления как обладающие неким постоянным врожденным существованием является нашим заблуждением. Такое мнение является иллюзией. В будущем я объясню это более детально. Вначале мы будем говорить о более простых вещах. Итак, понятно, что из-за неведения мы подвергаемся опасности либо начать испытывать ненависть, либо начать испытывать страстную привязанность. Благодаря неведению мы развиваем сильное чувство привязанности к себе, желание лелеять свое "Я". Когда присутствует это чувство постоянной заботы о себе, тогда гораздо легче возникает и ненависть, и страстная привязанность. Эти отрицательные переживания оставляют отпечаток в психике, который и называется кармой. Второе звено в схеме взаимозависимого происхождения так и называется — самскары, или карма.
Если опустить ногу на песок, на песке останется отпечаток. Когда мы говорим в магнитофон, на ленте тоже остается отпечаток. Точно так же, какое бы действие мы ни делали, оно оставляет отпечаток в нашем сознании, в нашей психике. Так, если вы когда-то учили стих, а потом забыли, выучить его заново будет гораздо легче, потому что уже есть отпечаток. Если мы попытаемся найти, где находится этот отпечаток, мы его не увидим. Но тем не менее он есть. Этот отпечаток в психике и называется "карма". Теперь третье звено цепи, — сознание (3). Здесь речь идет не просто о сознании, а о сознании, в котором имеются отпечатки. То есть, когда мы создаем такого рода отпечаток, этот отпечаток остается в сознании, и уже через это сознание возникает следующее звено цепи — психо-физическое: "имя и форма" (4). Обратите внимание: неведение у вас было в прошлой жизни, кармические отпечатки тоже в прошлой жизни. Была создана ввергающая карма и завершающая карма, затем она вместе с сознанием проявляется как "имя и форма" — живой зародыш во чреве матери. Потом формируются органы чувств (5) и следующий этап — контакт (6). Благодаря контакту возникают чувства (7), ощущения. Благодаря чувству следующим, восьмым будет влечение (8). Благодаря влечению происходит цепляние (9). Влечение и цепляние являются условием. То есть, к периоду нашей жизни относятся факторы, начиная с "имени-формы" до чувства, а затем остальные последующие условия появляются в момент смерти. Во время смерти влечение и цепляние действуют в виде условий, факторов. Следующее звено цепи называется "существование" (10). Это очень похоже на встречу зерна с водой и почвой. Благодаря существованию происходит рождение (11) — это одиннадцатое звено. И наконец, двенадцатое — это опять старость и смерть (12).
Таким образом, получается нечто вроде постоянно вращающегося колеса. Как говорил Наставник Нагарджуна:
"От тех трех возникают два,
от двух — семь, от семи — снова три,
и это колесо бытия
вращается вновь и вновь".
Расшифровываем.
ТРИ
неведение, влечение и цепляние
порождают ДВА
существование и карма
которые порождают семь
"имя-форма", шесть органов чувств и так далее.
Затем из этих семи во время рождения, жизни, старения, смерти опять-таки возникают три — неведение, влечение и цепляние. И так вращается колесо сансары."
Эта теория двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения открывает перед нами эволюцию циклов жизни — такую же, как эволюция семени и дерева. Семя происходит из дерева, а дерево произошло из предыдущего семени.
Всякое буддийское учение обычно исходит от самого Будды. Так один из индийских царей задал Будде вопрос об эволюции жизни. Будда объяснил ему, что благодаря тому, что существует это, существует то. Когда возникает одно, то возникает и другое. То есть, он объяснял, как из неведения (1) возникают кармические факторы (2), как из кармических факторов возникает сознание (3), и так далее. Смысл этого учения в том, что все возникает по своим специфическим причинам. Если есть причина, то появляется и следствие. Следствие не возникает само по себе, не творится каким-то творцом. Ну и в чем же состоит эта причина? Он объяснил, что первопричиной является неведение. Из-за неведения возникают кармические действия. Когда из-за неведения мы верим в существование постоянного "Я" и считаем, что другие тоже обладают этим постоянным "Я", у нас может возникнуть страстная привязанность или ненависть по отношению к другим существам. Из-за этих эмоций мы совершаем действия речью и телом и таким образом производим негативную карму. То, что мы называем неведением, заблуждением, есть наше цепляние за постоянное "Я". Когда, например, кто-то говорит, что мы глупы, мы полагаем, что это относится к чему-то постоянному в нас. Мы забываем, что наше "Я" является просто моментом внутренней причинно-следственной связи. Вот такое заблуждение мы и называем неведением. С точки зрения буддийской философии высшего уровня, и мы сами, и все явления подобны миражу, как отражение луны в воде. Поэтому представлять все явления как обладающие неким постоянным врожденным существованием является нашим заблуждением. Такое мнение является иллюзией. В будущем я объясню это более детально. Вначале мы будем говорить о более простых вещах. Итак, понятно, что из-за неведения мы подвергаемся опасности либо начать испытывать ненависть, либо начать испытывать страстную привязанность. Благодаря неведению мы развиваем сильное чувство привязанности к себе, желание лелеять свое "Я". Когда присутствует это чувство постоянной заботы о себе, тогда гораздо легче возникает и ненависть, и страстная привязанность. Эти отрицательные переживания оставляют отпечаток в психике, который и называется кармой. Второе звено в схеме взаимозависимого происхождения так и называется — самскары, или карма.
Если опустить ногу на песок, на песке останется отпечаток. Когда мы говорим в магнитофон, на ленте тоже остается отпечаток. Точно так же, какое бы действие мы ни делали, оно оставляет отпечаток в нашем сознании, в нашей психике. Так, если вы когда-то учили стих, а потом забыли, выучить его заново будет гораздо легче, потому что уже есть отпечаток. Если мы попытаемся найти, где находится этот отпечаток, мы его не увидим. Но тем не менее он есть. Этот отпечаток в психике и называется "карма". Теперь третье звено цепи, — сознание (3). Здесь речь идет не просто о сознании, а о сознании, в котором имеются отпечатки. То есть, когда мы создаем такого рода отпечаток, этот отпечаток остается в сознании, и уже через это сознание возникает следующее звено цепи — психо-физическое: "имя и форма" (4). Обратите внимание: неведение у вас было в прошлой жизни, кармические отпечатки тоже в прошлой жизни. Была создана ввергающая карма и завершающая карма, затем она вместе с сознанием проявляется как "имя и форма" — живой зародыш во чреве матери. Потом формируются органы чувств (5) и следующий этап — контакт (6). Благодаря контакту возникают чувства (7), ощущения. Благодаря чувству следующим, восьмым будет влечение (8). Благодаря влечению происходит цепляние (9). Влечение и цепляние являются условием. То есть, к периоду нашей жизни относятся факторы, начиная с "имени-формы" до чувства, а затем остальные последующие условия появляются в момент смерти. Во время смерти влечение и цепляние действуют в виде условий, факторов. Следующее звено цепи называется "существование" (10). Это очень похоже на встречу зерна с водой и почвой. Благодаря существованию происходит рождение (11) — это одиннадцатое звено. И наконец, двенадцатое — это опять старость и смерть (12).
Таким образом, получается нечто вроде постоянно вращающегося колеса. Как говорил Наставник Нагарджуна:
"От тех трех возникают два,
от двух — семь, от семи — снова три,
и это колесо бытия
вращается вновь и вновь".
Расшифровываем.
ТРИ
неведение, влечение и цепляние
порождают ДВА
существование и карма
которые порождают семь
"имя-форма", шесть органов чувств и так далее.
Затем из этих семи во время рождения, жизни, старения, смерти опять-таки возникают три — неведение, влечение и цепляние. И так вращается колесо сансары."
Комментариев нет:
Отправить комментарий