пятница, 27 декабря 2013 г.

О смерти

"Никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол: он звонит по тебе". Джонн Донн.

Лет этак 10 назад я задалась вопросом, почему люди плачут на похоронах. Сподвигло меня к размышлениям одно событие... У моего отца случился сердечный приступ и наступила клиническая смерть. Благо, родителя моего спасли и всё завершилось благополучным возвращением к нормальной жизни после месяца в больничной палате.
Я чётко помню свою реакцию на новость о том, что отец в больнице. Молния-мысль: "А как же Я?" Размышляя впоследствии над мучившим меня вопросом (я о плаче на похоронах),тогда самым очевидным ответом для меня был "человеческий эгоизм". То есть людям жаль самих себя, остающихся на этой Земле с их проблемами, болезнями, несчастьями, а не умершего человека, которого они хоронят.
Потом как-то поиски ответа на этот вопрос я забросила. Всё же психика человека не склонна постоянно крутить в голове мысли о смерти.
Почему именно сейчас вспомнила об этом? Потому что нашла другой ответ на свой вопрос. А, может быть, не другой, а просто ЕЩЁ ОДИН?
Четыре тысячи лет назад герой вавилонского эпоса Гильгамеш осознаёт, что смерть его друга Энкиду предвещает его собственную:


Энкиду,
Стал ты темен и меня не слышишь!
И я не так ли умру, как Энкиду?
Тоска в утробу мою проникла,
Смерти страшусь и бегу в пустыню.(перевод И.Дьяконова)

Оказывается это понимание, которое я открыла для себя сейчас, спустя 10 лет, после заданного себе вопроса, старо как мир!!! Люди это знали уже 4 тысячи лет назад! Ну, надо же!!!

"Чужая смерть ставит нас перед лицом собственной смерти. Хорошо ли это? Следует ли поощрять такое противостояние в психотерапии горя?... Вопрос: зачем раздувать пламя страха смерти в сердцах людей, потерявших близкого и без того придавленных к земле своей потерей? Ответ: потому что такое противостояние собственной смерти может дать толчок позитивным изменениям личности". Ирвин Ялом "Семь уроков повышенной сложности по терапии горя".

Так вот и ещё одна новость... Мало того, что людям уже давно всё об этом известно, они на этом даже строят схемы психотерапии!!! Блин! Как же я отстаю от жизни...

Комментариев нет:

Отправить комментарий