Критическое
различие между животным и человеком состоит в том, что человек – единственное
животное, учитывающее дальнейшее родство. Таким образом БРАК – не является
соеди-нением двух людей, но представляет собой объединение двух семей, которые
оказывают свое влияние и создают сложную сеть подсистем.
Искусство семейной жизни предполагает достижение независимости в сочетании с сохранением эмоциональных связей с родственниками.
Искусство семейной жизни предполагает достижение независимости в сочетании с сохранением эмоциональных связей с родственниками.
Каждая семья осуществляет свой жизненный цикл. Она проходит определенные стадии раз-вития, связанные с неизбежными объективными обстоятельствами.
Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время ме-няется, и это неизбежно трансформирует семейную ситуацию, так как вместе с возрастом меняются и запросы к жизни и к близким людям.
Второе существенное обстоятельство — это изменение состава семьи. Рождение ребенка, смерть старого человека — все это так же существенно меняет структуру семьи и качество взаимо-действия ее членов друг с другом.
Семья – это развивающаяся группа, подверженная постоянно меняющимся внешним влияниям, со своей историей и со своим будущим, со своими стадиями развития, равно как и со своими стереоти-пами, не меняющимися в течении многих лет.
Итак, каждая семья осуществляет свой жизненный цикл. Она проходит определенные стадии раз-вития, связанные с неизбежными объективными обстоятельствами. Переход со стадии на стадию со-провождается риском для семьи стать дисфункциональной.
Первая стадия — ЖИЗНЬ ВЗРОСЛОГО, ПОКА ОДИНОКОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА ЛЮБОГО ПОЛА, ЕЩЕ НЕ СОЗДАВШЕГО СВОЕЙ СЕМЬИ.
То, как и какую семью он построит и построит ли вообще, зависит от его психологической зрелости и независимости, то есть от степени освобождения от своих родительских семей.
Молодые люди могут избегать вступления в брак, по причинам, которые кроются внутри родительской семьи. Или, наоборот, стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений в родительской семье.
Вторая стадия жизненного цикла семьи начинается в момент встречи с будущим брачным партнером – ПРЕДБРАЧНОЕ УХАЖИВАНИЕ.
Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных от-ношений, оценка партнера в качестве спутника жизни — все это происходит здесь. Если данная ста-дия жизненного цикла протекает удачно, и длится 1–2 года, то партнерам удается обменяться ожида-ниями относительно будущей совместной жизни и согласовать их. У них формируется картина благо-приятного будущего их семьи, возможность узнать друг друга, уточнить и проверить решение о браке, познакомиться домами, увидеть поведение будущего супруга в семейном кругу, выявляется психофизическая совместимость, накапливается опыт совместных переживаний.
Но часто бывает, что мотивом вступления в брак являются: бегство от родителей, чувство долга, одиночество, давление родителей, сексуальное влечение, материальная выгода, месть.
Третья стадия жизненного цикла семьи — ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА.
Происходит объединение под одной крышей, начинается ведение совместного хозяйства, возни-кает общая жизнь. Это время первого кризиса семьи. Нормы, выработанные в период предбрач-ного ухаживания сталкиваются с реалиями семейной жизни, а также влияют модели поведения своей семьи. Поэтому, молодые люди должны заключить огромное количество СОГЛАШЕНИЙ о том, как жить вместе (обычно соглашения не проговариваются и формируется «по умолчанию»):
● как распределяются функции в семье,
● кто придумывает и организует развлечения,
● кто принимает решения о том, на что тратить деньги,
● кто работает, а кто нет,
● когда заводить ребенка…..
Некоторые вопросы легко обсудить и договориться, а некоторые открыто обсудить трудно, потому что предпочтения часто не ясны и не проговорены. Особенно верно это в отношении сексуального поведения….
Если молодая семья живет вместе с родителями, то часто возникают конфликты между новой ма-ленькой семьей и старой большой. Когда новый человек появляется в большой семье, происходит существенная ломка правил. Создать маленькую семью внутри большой — задача очень сложная. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, по каким правилам они будут жить вместе, но и передоговориться с родителями о том, как они будут ладить друг с другом. Новая подсистема прежде всего нуждается в отдельности, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Ситуация мучительна для всех. Появление ребенка может сгладить остроту конфликта на какое-то время.
Четвертая стадия - ПЕРВЫЙ РЕБЕНОК.
Рождение ребенка превращает брак в семью. На социальном уровне мужчина и женщина перехо-дят в разряд родителей.
Появился третий член семьи — изменилась семейная структура – ломаются старые взаимоотноше-ния. С одной стороны, она стала более устойчивой, а с другой — члены этой новой системы больше отдалились друг от друга. Необходим новый договор в перераспределении ролей, времени, денег и т. п. Кто будет вставать к ребенку по ночам? Будут ли они сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди или жена будет с ребенком, а муж будет жить как холостой?
Многие проблемы супруги начинают решать через ребенка: он становится козлом отпущения – его обвиняют во всех внутрисемейных конфликтах, и оправданием новых проблем, равно как и старых, до сих пор не решенных, например, он становится единственным оправданием брака.
Если супруги живут вместе с родителями, то могут возникнуть конфликты из-за распределения ро-лей. Если за ребенком ухаживает бабушка, она может образовать коалицию с ребенком против мате-ри.
Само рождение ребенка приводит к объединению двух семей. Семьи могут ссорится как назвать ребенка, как его обучать …
Если младенец не внес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно.
Пятая стадия — ПОЯВЛЕНИЕ ВТОРОГО РЕБЕНКА.
С появлением детей возникает новая, сиблинговая (сиблинги—родные братья и сестры), подсис-тема в семейной системе. В случае функциональной семьи в ее структуре будут выделяться супру-жеская подсистема и детская подсистема. В дисфункциональной семье могут быть «неправильные» подсистемы — коалиции: мама с одним ребенком против папы с другим или мама с детьми с одной стороны и папа — с другой.
Границы (правила) между подсистемами семьи — важный момент в организации жизни и психиче-ского здоровья членов системы. Если границы подсистем очень жесткие (например, после того как ребенок уложен спать, к нему не подходят до утра, что бы ни случилось), могут возникать психосоматические заболевания у детей, так как только при очень сильных неприятностях (болезни с эффектными проявлениями, например кашель, нарушения дыхания при астме, боли в животе при гастритах) они могут перейти границу своей подсистемы и внедриться в родительскую – получить родительское внимание, любовь.
Зависимости семейной роли от порядка рождения ребенка. Например, старший ребенок в семье становится для следующих детей нянькой, отвечает за младших и часто лишается возможности жить собственной жизнью.
Родители сталкиваются с проблемами детской ревности и должны как-то их решать. Многое зави-сит от родительской реакции….Если кто-то из родителей чувствует себя недооцененным в жизни и особенно в семье, то в детских драках, занимая позицию судьи, он может решать свою проблему не-достатка значимости.
Каждый новый ребенок изменяет общую ситуацию.
О том, как общаться с детьми и воспитывать их в духе сотрудничества, как поддерживать ребенка в роли школьника и не отбить желание учиться, как восстановить нарушенный контакт и понять причины «плохого» поведения, и о многих других секретах детского поведения, Вы можете узнать на «Уроках родительского мастерства». Подробнее…
Шестая стадия — это ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ДЕТЕЙ.
В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как достичь успеха, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие обществен-ным нормам и стандартам. Для некоторых семей выход ребенка в школу очень меняет образ жиз-ни…., так как родители впервые лицом к лицу сталкиваются с тем фактом, что ребенок когда -нибудь вырастет и покинет дом.
Семья должна научиться поддерживать ребенка в его новой роли,— школьника.
Седьмая стадия - ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ.
Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с половым созреванием у детей. Она начина-ется с переходного возраста первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время — постро-ить свою идентичность, ответить на вопрос «Кто я и куда иду?»
Семья на этом этапе жизненного цикла должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к отделению от семьи, к самостоятельной жизни.
Узнать, найти какие-то новые модели жизни ребенок может только за пределами семьи, среди сверстников и посторонних взрослых. Функциональная семья способна отпускать подростка в мир и принимать его обратно. Она для подростка обеспечивает надежный тыл, убежище, реанимацию. Очень важно, чтобы в семье были такие отношения, которые позволят подростку быть откровенным с родителями, обратиться к ним за помощью.
Обычно период полового созревания у ребенка совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Это означает, что в то время, когда ребенок стремится вырваться из-под семейного влия-ния, хочет перемен своей судьбы или хотя бы течения жизни, его родители очень нуждаются в ста-бильности. Кризис середины жизни означает, что задачи, поставленные в молодости, решены: про-фессия выбрана и на профессиональном поприще достигнуты или не достигнуты некие результаты, семья создана, дети в значительной степени выращены, пора подводить пусть предварительные, но итоги. Делать это страшно, потому что итоги могут быть неутешительными.
Один из самых тяжелых конфликтов состоит в том, что мужчина, достигший среднего возраста и высокого социального статуса, становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена чувствует, что становится менее привлекательной для мужчин.
Восьмая стадия – ОТЛУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ОТ ДЕТЕЙ.
Если дети уходят из семьи и, что еще хуже, становятся самостоятельными и успешными, то есть не нуждаются во внимании и помощи родителей, то родители сталкиваются с необходимостью об-щаться непосредственно друг с другом, лицом к лицу.
Проблема супругов в этот период – им нечего сказать друг другу, у них не осталось ничего общего, а отложенные проблемы всплывают на поверхность.
Способы привязывания детей многочисленны. Всегда можно сказать: «Ты никому не нужна, кроме меня, никто тебя любить не будет так, как я, потому что у тебя жуткий характер» или еще что-нибудь в этом роде. Подтекст такой: «Ты не сможешь выжить вдали от своей семьи».
Когда ребенок покидает дом и начинает создавать собственную семью, его родители должны пре-терпеть одно из крупных жизненных изменений – стать бабушками и дедушками. Они должны нау-читься этому и создать новые способы участия в жизни детей.
Если молодые прерывают контакты с родителями, то они лишают своего ребенка бабушек и де-душек и затрудняют переход своим родителям на более позднюю стадию в их жизненном цикле.
Каждое поколение зависит от всех других поколений….
Девятая стадия – ПЕНСИЯ И СТАРОСТЬ.
Выход на пенсию может усложнить ситуацию, так как супруги вынуждены находиться наедине друг с другом круглые сутки. Наступает усталость друг от друга, оживают прежние негативные чувства.
Еще одна из наиболее частых проблем – потеря мотива защиты, заботы. Если раньше человек жил деятельной жизнью и помогал другим, то теперь его, как ненужный предмет, за ненадобностью засунули на полку.
Кризисная точка, когда один из стариков умирает, а расширенная семья сталкивается с необходи-мостью ухода за старым человеком.
Отношения молодых к своим престарелым родителям становится моделью поведения, которую переймут уже их дети, и так жизненный цикл семьи продолжается дальше.
http://rasstanovki.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=76:cikl-semi&catid=5:2010-01-29-14-52-53&Itemid=8
Комментариев нет:
Отправить комментарий