суббота, 24 ноября 2012 г.

ВТОРАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СЕССИЯ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ




В этой главе мы представляем стандартную структуру терапевтических сессий и описываем основной курс терапии, продолжающийся от второй сессии до завершения терапии. Заключительный этап терапии описан в главе 15, а ти-пичные проблемы, возникающие в связи с социализацией пациента на протяжении ранних терапевтических сессий, представлены в главах 5 и 17. Вот типичная повестка дня второй и последующих сессий.



1. Краткая оценка текущего состояния и оценка настроения пациента (и, если необходимо, приема медикаментов, употребления алкоголя и/или наркотиков).

2. Связь текущей сессии с предыдущей

3. Определение повестки дня.

4. Анализ домашнего задания.

5. Обсуждение вопросов повестки дня, определение домашнего задания и периодическое подведение итогов.

6. Заключительное подведение итогов и запрос у пациента обратной связи.



Опытным терапевтам удается при необходимости варьировать перечисленные составляющие сессии. Новичкам же мы советуем строго придерживаться указанной структуры.

Цели терапевта в отношении второй сессии обычно таковы.



• Помочь пациенту выбрать проблему или цель для обсуждения.

• Начать процесс решения проблем.

• Укрепить понимание пациентом когнитивной модели.

• Начать обучение пациента выявлению автоматических мыслей.







Следуя формату сессии, благодаря совместной работе, запросу обратной связи и началу обучения пациента переосмыслению прошлого и текущего опыта в свете когнитивной модели терапевт продолжает знакомить пациента с когнитивной терапией. Добившись определенного улучшения состояния пациента, терапевт начинает работу по предотвращению рецидива расстройства (профилактике рецидива посвящена глава 15).

КРАТКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И НАСТРОЕНИЯ ПАЦИЕНТА



Оценка настроения обычно непродолжительна и может сочетаться с кратким обзором прошедшей недели. Терапевт просит пациента рассказать о своем самочувствии и затем сравнивает полученную субъективную картину с объективными результатами тестов. Если между результатами тестов и самоотчетом имеются расхождения, терапевт сообщает об этом пациенту (например: "Вы утверждаете, что чувствуете себя лучше, но тесты показывают усиление депрессии. Что вы об этом думаете?") Терапевт также кратко сравнивает результаты тестов предыдущей сессии и текущей (например: "По результатам обследования, за последнюю неделю у вас снизился уровень тревожности. Вы действительно меньше тревожились?").

Обычно вторая сессия начинается следующим образом.

Терапевт: Добрый день, Джесси. Как вы сегодня себя чувствуете?

Пациент: Кажется, немного лучше.

Т: Можно взглянуть на заполненные вами бланки? А вы пока расскажите, как прошла неделя.

П: В чем-то нормально, в чем-то не очень.

Т: Что произошло?

П: Кажется, моя депрессия пошла на убыль. Но я тревожусь гораздо больше, чем раньше. Я так волновалась перед экзаменом по экономике, что совсем не могла сосредоточиться.

Т: Внесем подготовку к экзамену по экономике в повестку дня? (Обучает пациентку быстрому определению проблемы, которая будет рассмотрена на датой сессии.)

П: Да. А еще у меня сложности с соседкой по комнате.

Т: Я запищу это отдельным пунктом, мы вернемся к нему позже. Что еще произошло за эту неделю, чем вы хотели бы поделиться со мной?









П: Больше ничего.

Т: Хорошо, тогда переходим к оценке настроения. Результаты этих тестов подтверждают, что депрессия несколько снизилась, но тревожность возросла. Как вы думаете, почему снизилась депрессия?

П: У меня появилась небольшая надежда. Наверное, терапия мне поможет.

Т: (Ненавязчиво напоминает о когнитивной модели.) Так, значит, у вас были мысли, похожие на "Терапия мне поможет", и благодаря этим мыслям вы почувствовали надежду и ваше настроение улучшилось?

П: Да... И я попросила Лизу - она посещает вместе со мной занятия по химии - позаниматься со мной. Вчера мы несколько часов просидели над формулами. Из-за этого мне тоже стало лучше.

Т: О чем вы думали, когда занимались вчера с Лизой?

П: Хорошо, что я решилась к ней обратиться... И что она согласилась. Теперь я разобралась в сложной теме.

Т: Итак, мы выявили две причины, по которым ваше состояние на минувшей неделе улучшилось. Во-первых, у вас были обнадеживающие мысли в отношении терапии. И во-вторых, вы сделали что-то иначе, чем раньше, — позанимались с Лизой, - и мне кажется, что вы похвалили себя за этот успех.

П: Да.

Т: Вы заметили на этих двух примерах, как ваше мышление улучшает ваше самочувствие?

П: (Кивает.)

Т: Я рад, что вам стало лучше! Чуть позже я расскажу вам, чего ждать от улучшений в процессе терапии. Кстати, предлагаю включить этот вопрос в повестку дня.

Как видите, Джесси удалось кратко охарактеризовать свое настроение. Если бы она пустилась в пространные описания, терапевт попробовал бы подтолкнуть ее к более лаконичному ответу (например: "Джесси, позвольте мне прервать вас. Попробуйте выразить все это одним предложением. Как менялось в последнее время ваше настроение? ...Или нам лучше включить "оценку настроения" в повестку дня и уделить этому вопросу больше внимания?").

Когда Джесси сообщает о двух проблемах, терапевт, вместо того чтобы тут же начать дискуссию, также вносит соответствующие пункты в повестку дня. Позволив пациентке углубиться в более подробное описание этих проблем, терапевт лишил бы ее возможности осознать, что же самое важное для нее, о чем следует поговорить на данной сессии. Терапевт также уклоняется от обсуждения вопросов, способных нарушить ход терапии.







Отметив даже незначительное изменение настроения Джесси в лучшую сторону, терапевт интересуется у нее, за счет чего это могло произойти. Желательно сообщить пациенту, что успех достигнут в результате изменений его поведения и/или мышления, а не исключительно за счет изменившихся обстоятельств: "Значит, вы чувствуете себя лучше, но не знаете, почему. Но подумайте, на этой неделе у вас появились какие-то новые мысли? Или, может быть, вы изменили свое поведение?" Аналогично терапевт выясняет роль мышления или поведения пациента в том случае, если его настроение ухудшилось: "Как вы думаете, почему на этой неделе ваше состояние ухудшилось? Связано ли это с вашими мыслями? Или, возможно, с какими-то занятиями?" Так терапевт ненавязчиво напоминает пациенту о когнитивной модели и выражает уверенность, что пациент способен управлять своим состоянием (и сле-довательно, несет ответственность за успех терапии).

Краткая оценка настроения и обзор прошедшей недели дают следую-щие преимущества.

• Терапевт демонстрирует пациенту свое участие, интересуясь, как тот себя чувствовал на прошлой неделе.

• Терапевт обсуждает с пациентом, что изменилось в его состоянии и по ведении.

• Терапевт помогает пациенту понять и объяснить успех или, напро-тив, неудачу.

• Терапевт усиливает когнитивную модель, акцентируя внимание па-циента на том, что способ, которым пациент интерпретирует ситуацию, влияет на его настроение.

Терапевт внимательно анализирует результаты объективных исследо-ваний, стараясь определить значимые позитивные или негативные измене-ния состояния пациента (особенно касающиеся суицидальных намерений или чувства безнадежности). Терапевт может также задать пациенту дополнительные вопросы, не упомянутые в стандартных тестах (частота панических атак для пациентов, страдающих паническим расстройством, частота приступов булимии для пациентов, страдающих этим расстройством приема пищи, оценка чувства злости по шкале от 0 до 100 для пациентов с выраженной враждебностью к окружающим и т.д.)

Если пациент в связи с психологическими трудностями принимает ле-карственные препараты, терапевт кратко выясняет, все ли в порядке, есть ли проблемы, выражены ли побочные эффекты, а также отвечает на вопросы пациента. Если терапевт - не врач, который назначил лекарство, он, с позволения пациента, время от времени общается с врачом для обмена информацией и предложениями относительно лечения. Хотя терапевт прямо не рекомендует пациенту

изменить прием медикаментов, он помогает ему справиться с мыслями, ко-торые затрудняют как прием медикаментов, так и отказ от них (когда прием их необходим). Хорошо, если терапевт поможет пациенту сформулировать и записать конкретные вопросы о побочных эффектах, дозах, альтернативных препаратах и т.д., повышая таким образом вероятность обращения пациента за разъяснениями к врачу. Терапевт признает, что одной из причин улучшения состояния пациента может быть воздействие медикаментов, но подчеркивает, что пациент внес собственную лепту в успех. Если терапевт полагает, что пациенту, не принимающему медикаменты, требуется прием лекарственных препаратов, он направляет его на консультацию к врачу-психиатру.

СВЯЗЬ ТЕКУЩЕЙ СЕССИИ С ПРЕДЫДУЩЕЙ



Цель этой короткой части сессии - проверить восприятие и понимание па-циентом предыдущей сессии. Зная, что его спросят об этом, пациент лучше подготовится к очередной сессии, раздумывая о терапии в течение недели. Если пациент не может вспомнить, каковы были его переживания в ходе предыдущей сессии и/или ее важнейшие моменты, терапевт продумывает и принимает меры, направленные на то, чтобы пациент лучше усвоил и запомнил содержание текущей сессии. Например, пациенту можно представить рабочий бланк "Мост между сессиями" , с помощью которого подготовка к следующей сессии, мысленная или в письменной форме, окажется наиболее эффективной.

При обсуждении предыдущей сессии можно получить важную обрат-ную связь, о которой пациент ранее умалчивал. Если возникает вопрос, требующий более длительного обсуждения, чем несколько минут, его следует отметить как дополнительный пункт повестки дня. Установление связи с предыдущей сессией позволяет мягко вовлечь пациента в терапевтический процесс. Постепенно он начинает осознавать свою ответственность за содержание каждой сессии и все более откровенно делится с терапевтом тем, что его беспокоило на предыдущей сессии, что смутило в словах или поведении самого терапевта.

Т: Теперь я предлагаю поговорить о том, как связана текущая сессия с предыдущей. Мы будем это делать на каждой сессии. Во-первых, что вы вынесли из предыдущей сессии? Что было важным для вас?

П: Ну... несколько моментов. Знакомство с вами, и с когнитивной терапией. Меня обрадовала новость о том, что у меня депрессия, а не сумасшествие. Хорошо, что я узнала, как мысли влияют на эмоции.

Т: Хорошо. Второй вопрос: было ли что-то на предыдущей сессии, что беспокоит вас?

П: Нет, все было хорошо.



Рабочий бланк "Мост между сессиями"

1. Что важного мы обсуждали на предыдущей сессии? Чему вы научились? (1-3 предложения.)

2. Беспокоило ли вас что-либо в связи с предыдущей сессией? Было ли что-нибудь, о чем вам очень не хочется говорить?

3. Как прошла последняя неделя? Изменилось ли ваше настроение? (1-3 предложения.)

4. Случилось ли за эту неделю что-нибудь важное, что нам следовало бы обсудить? (1-3 предложения.)

5. Что вы хотите включить в повестку дня? (1-3 предложения.)

6. Что вы выполнили / не выполнили в качестве домашнего задания? Чему вы научились?



Если бы пациент рассказал о чем-то неприятном в отношении преды-дущей сессии, терапевт мог бы проанализировать это вместе с пациентом или включить этот вопрос в повестку дня. Также, если бы пациент не вспомнил ничего значительного с предыдущей сессии, терапевт мог бы спросить: "Помните ли вы, что мы говорили о связи мыслей с эмоциями?" Еще он мог поинтересоваться: "Как насчет того, чтобы внести обзор когнитивной модели в сегодняшнюю повестку дня?" Как мы упоминали выше, терапевт помогает пациенту принять на себя ответственность за запоминание важного содержания текущей сессии, например, так: "Что вы могли бы сделать в ближайшую неделю, чтобы запомнить то, о чем мы будем говорить сегодня?" Заметьте, что главная причина "забывчивости" пациентов кроется в неспособности терапевтов убедить их записывать важные тезисы непосредственно во время сессии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ

На первых сессиях терапевт берет на себя ведущую роль в определении повестки дня, а затем постепенно передает ее пациенту. Освоив навыки определения повестки дня, пациент с большей вероятностью продолжит самотерапию после окончания курса лечения (глава 15).

Т: Сейчас нам нужно определить повестку дня. Мы уже отметили подготовку экзамен и проблему с соседкой по комнате. А еще я хотел бы поговорить о типичном ходе улучшений и немного об автоматических мыслях. И конечно, проведем анализ домашнего задания. Что-нибудь еще?

П: Наверное, нет.

Т: Это очень обширная повестка дня. Если нам не хватит времени, что мы можем отложить до следующей недели? (Учит пациентку расставлять приоритеты.)

П: Гм... Думаю, проблему с соседкой по комнате. Возможно, она разрешится сама собой.

Т: Хорошо, мы поставим ее последней в нашем списке и постараемся решить ее сегодня, в противном случае вернемся к ней через неделю, если она все еще будет актуальной.

Чтобы помочь пациенту определить повестку дня, терапевту зачастую приходится проявлять настойчивость. Многие пациенты могут не осознавать, что их беспокоит, и/или сомневаться, заслуживает ли тот или иной вопрос внимания. Терапевт предлагает пациенту называть проблемы, в разрешении которых ему нужна помощь. "О чем вы хотели бы поговорить сегодня?", "Что вы хотите включить в повестку дня?", "Чем я могу помочь вам?", "Над чем нам стоит сегодня поработать?". Если повестка дня получилась очень объемной, терапевт и пациент совместно определяют более и менее приоритетные вопросы, устанавливают время, которое отведут на обсуждение каждого вопроса, и, при необходимости, откладывают один или больше пунктов до следующей сессии.

Важно отметить, что не всегда целесообразно строго придерживаться повестки дня. А в некоторых обстоятельствах ее даже не следует придерживаться. Отступая от установленной повестки дня, терапевт, однако, разъясняет пациенту причины и получает его согласие.

Т: Джесси, я вижу, что вы до сих пор беспокоитесь по поводу предстоящего экзамена, но у нас истекает время, отведенное на этот вопрос. Согласны ли вы продолжить нашу беседу, а другие вопросы отложить до следующей недели? Или постараемся уложиться с обсуждением экзамена в пять минут, чтобы у нас осталось время поговорить о проблеме с соседкой по комнате?

П: Думаю, проблема с соседкой по комнате может подождать до сле-дующей недели.

Т: Хорошо, сейчас я запишу это, и мы продолжим разговор об экзамене.

Терапевт может изменить распределение времени в ходе сессии по ряду причин. Например, как в приведенном примере, пациент огорчен из-за определенной проблемы, которой необходимо уделить больше внимания. Или возникает новая тема, которая кажется значимой. Или настроение пациента во время сессии ухудшается. Терапевт уводит пациента от обсуждения второстепенных вопросов, которые не вошли в повестку дня и которые не могут играть важную роль в улучшении состояния пациента. Исключением является случай, когда терапевт намеренно (но обычно кратко) вызывает пациента на неформальный диалог для достижения определенных целей: чтобы улучшить его настроение, укрепить терапевтический альянс либо оценить когнитивные или социальные способности пациента. Например, терапевт может поинтересоваться, какой фильм пациент смотрел накануне, или спросить о его семье, или узнать его мнение о текущих политических событиях.

АНАЛИЗ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ



Исследования показывают, что пациенты, регулярно выполняющие домашние задания, достигают более быстрых и устойчивых улучшений, чем те, которые не выполняют (Persons и др., 1988; Niemeyer & Feixas, 1990). Анализ домашнего задания на каждой сессии подчеркивает важность межсессионной работы. Основываясь на собственном опыте, мы можем утверждать, что если анализ домашнего задания не проводится, у пациента формируется представление, что выполнять домашнее задание не важно, и вероятность его выполнения существенно снижается. Иногда анализ домашнего задания относительно краток; в других случаях он может продолжаться почти всю сессию, особенно если домашнее задание касается вопросов, которые пациент желает обсудить на данной сессии. Домашнее задание мы подробно обсудим в главе 14.

Вот пример успешного анализа домашнего задания.

Т: Следующий вопрос нашей повестки дня - домашнее задание. Что вы выполнили?

П: Я прочитала брошюру о депрессии.

Т: Вы захватили ее с собой? Не могли бы вы достать ее? Скажите, пожалуйста, что полезного для себя вы нашли в этой книге? Что показалось вам важным? (Терапевт и пациентка несколько минут обсуждают содержание брошюры.) У вас остались вопросы по книге? Есть что-то, с чем вы не согласны или что не поняли?

П: Нет, это очень полезная книга.

Т: Хорошо. Еще у вас было задание отслеживать автоматические мысли, возникающие во время изменения настроения.

П: Я пыталась, но мне не всегда удавалось понять, о чем я думаю.

Т: Это нормально. Мы будем говорить об автоматических мыслях на каждой сессии, до конца терапии. Что касается этого домашнего задания, удалось ли вам распознать хоть какие-то автоматические мысли при изменении настроения?

П: Да, но я не записала их.

Т: А что это была за ситуация?

П: Я сидела в классе и вдруг начала сильно тревожиться.

Т: И о чем вы думали в тот момент?

П: Я думала, что скоро экзамен и нет никакой надежды на то, что я успею подготовиться.

Т: Хорошо. Позвольте, я запишу это, и мы вернемся к этим мыслям через которое время, когда будем говорить об экзамене.

П: Конечно.

Т: Какие еще автоматические мысли вы отметили на этой неделе?

П: Больше никаких.

Т: Хорошо. Давайте перейдем к следующему пункту домашнего задания. Вы дополнили свой список целей?

П: Нет. Я просматривала его, но больше ничего не придумала.

Т: Если захотите что-нибудь добавить, скажите мне об этом. А удалось ли вам напоминать себе о том, что вы испытываете разнообразные трудности из-за депрессии, а не потому, что ленивы?

П: С этим я справилась. Несколько раз ловила себя на мыслях о лени и тут же напоминала себе о депрессии.



Терапевт стремится проанализировать все пункты домашнего задания, поэтому он отмечает автоматические мысли Джесси как вопрос для обсуждения на сессии. Терапевт не должен рассматривать домашнее задание отдельно от всех остальных пунктов повестки дня. Многие опытные специалисты объединяют анализ домашнего задания с работой по повестке дня. Однако начинающий терапевт нуждается в более четком представлении о том, где именно он сейчас находится и что еще предстоит выполнить. В этом случае легче придерживаться точного плана и лишь отмечать темы, которые предстоит обсудить позднее. Начинающим терапевтам легче, например, углубиться в дискуссию об экзамене в ущерб анализу остальной части домашнего задания.

И ЕЩЁ МНОГО СТАТЕЙ О КОГНИТИВНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
http://sammedik.tk/news/1-0-1

Комментариев нет:

Отправить комментарий