пятница, 9 ноября 2012 г.

Чань-Дзен


"Пожалуйста, укажи мне путь освобождения".
"Кто же и когда тебя поработил?"
"Никто".
"Если это так, – сказал учитель, – то зачем же тебе тогда искать освобождение?"
Этот диалог приписывают Второму патриарху Чань Эка.
Что же такое – это заманчивое, неповторимое и так извращенно-искривленное в США Чань, или как более известное-японское – Дзен.

Ну, хочется сразу сказать, что именно Чань. Китайское слово «Чань» происходит от санскритского термина дхьяна (по-китайски чаньна). Буквально это означает «созерцание», «медитация». На японском, соответственно, этот иероглиф читается как Дзен. Согласно истории школы, основателем Чань был индийский мудрец Бодхидхарма. Именно ему приписывается ответ на вопрос – что же такое Чань (Дзен) - особая форма передачи истины, не связанная с какими-либо трактатами. Прямой контакт с духовной сущностью человека и достижение совершенства Будды...
Дзен уникален. Он не поддается классификации. Восходя к учениям и школам Махаяны он остается не похожим ни на что, его почти невозможно описать. Японский д-р Судзуки пожалуй единственный, кто смог немного помочь ученикам в постижении сущности учения, о его целях и методах, но … «остальное расскажет молчание и палец, указывающий путь».
Методы Чань-дзен двояки. Во-первых это непрерывная медитация. Постоянное медитативное сосредоточение. Во всех повседневных действиях, в каждом движении. Второе – дза-дзен. Или медитация сидя или «дзенское сидение». Ученики сидят в зале и медитируют на тему данную им учителем.
Как Дзен уникален в Буддизме, так коан и мондо уникальны в Дзене. Что же такое коан, термин, сразу вспоминаемый любым, кто хоть немного, что-то читал о Чань-Дзен? Коан – слово, фраза, воспоминание, которое не поддается логическому осмыслению. Чтобы понять коан, ученику, либо практикующему Дзен необходимо возродить в себе то состояние сознания, в котором он родился.
«Когда я перехожу мост, река неподвижна, а мост движется»
«Когда хлопают две ладони, возникает определенный звук. А каков звук хлопка одной ладони»
Это примеры одних известных коанов.
Коан не цель. Коан средство. «Ум – великий убийца реальность. Преодолей убийцу» - и это путь коана. Не поддающийся логике, коан «вскрывает» сознание ученика, и он дает правильный ответ. Чаще всего – молча. Учитель по мелькнувшей тени или искре во взгляде ученика видит – коан разгадан. Слова уже не нужны. Передача Учения происходит молча. От сердца к сердцу.
Мондо Диалог учителя и ученика. Столь же необычный, как и сам коан. Потому как в мондо нет вопросов, и нет ответов.
— Я страдаю фэн-ян, умоляю, очисти меня от грехов.
— Принеси мне свои грехи сюда, — сказал Хуэйкэ, — и я очищу тебя от них.
— Когда я ищу их, они исчезают.
— В таком случае, я тебя уже совсем очистил. Отныне ищи убежища в Будде, дхарме и сангхе и пребывай в них.
ИЛИ
Один монах спросил Дзэсю –Как выразить предельную истину одним словом.
Дзэсю ответил – да.
Когда другой монах спросил его о том же, Дзэсю ответил – Ты сделал это двумя.
А вот… Вспомнил еще один коан. «Как выглядело ваше изначальное лицо до того, как родились ваши родители"
Конечная цель коана и мондо – Сатори. Что такое сатори вообще сказать трудно. Уже упоминавшийся мною почтенный Судзуки определял Сатори, как «интуитивное прозрение в природу вещей в противоположность аналитическому или логическому пониманию» Открытие Сатори – пудь к Самадхи, что есть дверь к Просветлению.
О Чань-Дзен можно писать бесконечно и одновременно не написать ничего. Как впрочем и о любой медитативной практике. Я не адепт и не поклонник Чань, но таков уж Буддизм. Что он никогда ничего не отбрасывает, не исключает, но каждая школа, каждая секта (в хорошем понимании) в буддизме является неотъемлимой частью Великого целого, Великой Сангхи. А закончить хочется довольно известным стихотворением.

Безмолвно и спокойно забываешь все слова,
И ясно и открыто, пред тобой Оно возникнет.
Когда его постигнешь, времени нет меры.
Познав, вернется к жизни окруженье.
Предельно лучезарно яркое сознанье,
Чудесно озарение без мрака.
Луны явленье, звезд река,
Под снегом сосны, облака на пиках.
Во мраке, светом полнятся они.
В тени, они лучом мерцают чудным.
Как сновиденье журавля в пустом пространстве,
Как гладь воды недвижная в пруду осеннем,
Бессчетные эпохи растворятся.
Не отличима от одной другая.
Забыты в озаренье все порывы.
Где существует это чудо?
Сиянье с чистотою прогоняют мрак
С пути, где Озарение Безмолвно,
Где бесконечно малое возникло.
Чтобы постигнуть то, что незаметно,
Есть золотой челнок на яшмовом станке.
Субъект взаимодействует с объектом.
Зависят друг от друга свет и мрак.
Нельзя ни на сознанье опереться, ни на мир.
Но меж собою соотносятся они.
Прими лекарство верных взглядов.
И в барабан, натертый ядом, бей.
Когда безмолвие и озарение всецелы,
Убийство и рожденье — выбор мой.
Вот, наконец, из врат выходим мы.
Созрел тот плод, висящий на ветвях.
Только безмолвие — учений выше всех.
Лишь озарение — универсальный отклик.
Лишен усилий отклик этот.
Ученье слуху недоступно.
Все вещи те, что есть на свете.
Свет испускают и о Дхарме говорят.
Они между собою речь заводят,
И на взаимные вопросы отвечают.
Ответами встречая все вопросы,
Они гармонии подвластны полной.
Когда покоя в озаренье нет,
Становятся различия видны.
Ответами вопросы порождая,
Они гармонию нарушить могут.
Когда в безмолвии исчезнет озаренье,
Все побуждения бесплодны и вторичны.
Когда всецело Озаренье, что Безмолвно,
То лотос расцветет, а спящий сон отринет.
Сто рек впадают в океан,
Великий пик — средь тысяч гор один.
Как гусь, что молоко воде предпочитает,
Как пчелка, что пыльцу несет усердно,
Когда всецело Озаренье, что Безмолвно,
Я изначальную традицию своей исполнил школы.
Безмолвным Озарением зовется этот метод.
Он от глубин до высоты простерт.
Не клевещи на небо, наблюдая за ним через отверстие в тростинке.
Для тех, кто знанием еще не обладает, я ключ даю к дальнейшему пути.

Благодарю моих достопочтимых учителей По линии Кадам, Кагью и Гелуг, за то, что они дали мне возможность познакомится в 1993 году с учением Бодхидхармы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий