пятница, 30 ноября 2012 г.

ПОБЕГ ПОДРОСТКОВ ИЗ ДОМА



Работа с детьми, совершающими побеги.
По мнению А.Е. Яичко, одна треть детей и подростков, совершающих побеги из дома, имеют патологическую основу. Первые побеги обычно совершаются в страхе наказания или как реак¬ция оппозиции, а по мере повторения превра¬щаются в «условно-рефлекторный стереотип» (Г.Е. Сухарева).
На основании данных А.У. Нураевой, можно выделить следующие типы побегов у подростков.
Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «весёлой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями интерната. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, на¬скучившего образа жизни толка. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% эти* побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% — с алкоголизацией во время побега.
Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен психопатиям и акцентуациям хаактера и неустойчивого типов.
Импульсивные побеги. Этот вид состав¬ляет 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровы: наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату. Побегу может способтвовать неправильный тип семейного воспитания — гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребёнка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься оттяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добывают сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реак¬цией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность.
Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. В более старшем возрасте вместо побега подросток выбирает переезд (например, в общежитие).
Демонстративные побеги. Эти побеги яв¬ляются следствием реакции оппозиции и наблю¬даются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих.
Причина — гипопротекция, уменьшение внимания со стороны референтных взрослых или необходимость получить какую-либо мате¬риальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников.
Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.
Дромоманические побеги. Редкий тип — 9% случаев. Этим побегам предшествует внезап¬но и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немоти¬вированная тяга к перемене обстановки. В по¬бег пускаются в одиночку и только затем нахо¬дят попутчиков. Внезапно возвращаются до¬мой — измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.
Обстоятельную классификацию побегов у детей и подростков разработал Н. Stutte, вы¬деливший следующие их типы:
1) побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;
2) побеги, как реакция протеста на чрез¬мерные требования или на недостаточное вни¬мание со стороны близких;
3) побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых;
4) «специфически-пуберататный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечта¬тельности.
Весьма удачной представляется также за¬рубежная классификация, в которой типы бегле¬цов представлены в зависимости от уровня кон¬фликта между родителями и детьми (
Roberts).
Типология детей, убежавших из дома.
в зависимости от уровня
конфликта между родителями и детьми
0 1+ 2+ 3+ 4+
не уходящие из
дома дети

беглецы –
исследователи,
искатели
приятного
общества беглецы-
шантажисты беглецы
от проблем беглецы
от опасности



Согласно данной типологии, выделяется четыре основные группы детей-беглецов.
1.Беглецы-исследователи — это моло¬дые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать
самостоятельно. Беглецы-исследователи искали приключений, чтобы таким образом утвердить свою независимость. Они сообщали родителям, что покидают их, обычно оставляя записку. Если их не задерживала полиция, они обычно воз¬
вращались домой по собственной инициативе.
Искатели приятного общества обычно имели конфликты с родителями по главному, с их точки зрения, вопросу: о свидании с моло¬дым человеком, по поводу требований рано приходить домой или запрета участвовать в ка¬ком-либо важном для них событии. Они тайно покидали дом, чтобы заняться запрещённым для них делом, после чего или также незаметно воз¬вращались, или остались на ночь у друзей, а ут¬ром обычно звонили родителям и спрашивали разрешения вернуться.
2.Беглецы-шантажисты обычно имели более серьёзные и длительные конфликты с ро¬дителями по поводу домашних дел, выбора дру¬зей и т.п., поэтому они уходили, чтобы заставить родителей принять их условия.
3. В семьях беглецов от проблем, как прави¬ло, были тяжёлые конфликты и напряжённость, имели место частые скандалы, битьё посуды и побои; присутствовала угроза разрушения се¬мьи. Большинство подростков из таких семей сталкивались с проблемами в школе и находили утешение в наркотиках или употреблении алко¬голя, прежде чем сбежали их дома.
4. Беглецы от опасности ушли из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны ро¬дителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Такие подрост¬ки часто ещё более осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя. Неред¬ко к уходу из дома их подталкивали избиения или угрозы.
Молодые люди, подвергшиеся физическо¬му и (или) сексуальному насилию, заметно отли¬чаются от других беглецов во многих аспектах. Им приходится проходить через тяжелейшие ис¬пытания; большинство из них сталкиваются с самыми разными личными проблемами и про¬исходят из трудных семей.
Технология работы с детьми, совершаю¬щими побеги, опирается на ряд факторов, среди которых наиболее важное место занимает взаи¬моотношение ребёнка с семьёй или домом, в ко¬тором он проживает. Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворённости ребёнка своим местонахождением, невозможности жить в нормальных условиях, отсутствии контакта с родителями, недостатке их любви и заботы. Как восполнение данных проблем у ребёнка по¬является стремление заглушить переживаемые чувства, забыться в какой-либо интересной дея¬тельности, особенно связанной с риском, при¬ключениями и т.д. Всем этим требованиям и от¬вечает побег, где переживания детей носят экс¬тремальный, яркий характер.
Взрослые должны помнить, что наказание за побег не может быть осознанно ребёнком как наказание за неадекватное поведение. Чаще всего оно воспринимается детьми как запрет на интересные приключения или свободное прове¬дение времени. Лучшим способом отвлечения от побега является включение ребёнка в интерес¬ную деятельность с привлечением его фантазии, воображения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в отношении поведения, при отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье детей и подростков.
Пятнадцать-двадцать лет тому назад считалось, что дети до 7лет не уходят из дома, а основными причинами ухода из дома 10-13летних подростков являются принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей-алкоголиков или незнание родителями трудностей их детей в школе.
В последние годы на улице оказываются дети дошкольного возраста, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились сообщества «бомжующих» подростков. Поэтому одной из главных задач работы психологов СРЦН является профилактика самовольных уходов детей из семьи, коррекционно-реабилитационная работа с детьми, самовольно ушедшими из семьи.
85% беспризорников самовольно оставили дом, 5-6% детские дома и школы-интернаты. Дети, не нашедшие опору в семье, не находят ее и в школе. От трудных учеников школа, как правило, просто избавляется. Среди детей, выбывших из 5 – 9 классов, 43% ушли из – за конфликта с учителями, 38% - из – за конфликта с администрацией.

Стресс как причина ухода из семьи

«Формирование индивидуальности, личности человека невозможно объяснить ни наследственными задатками, ни влиянием среды. Его самореализация нередко идет в обход унаследованных свойств и требований окружения, в соответствии с внутренней мотивацией и посредством свободного выбора, осуществленного личностью.» Х.Ремшмидт.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает следующие психосоциальные факторы, которые вызывают стресс и способствуют формированию дезадаптированного поведения:
1. Слабый стресс: переход в другую школу, разрыв с другом (подругой); хронический - жизнь в условиях перенаселения (отсутствие отдельной комнаты), конфликты в семье.
2. Умеренный стресс: острый - исключение из школы, рождение братьев или сестер; хронический - хроническое заболевание у одного из родителей с утратой трудоспособности, постоянный конфликт с родителями.
3. Тяжелый стресс: острый - развод родителей, арест, нежелательная беременность, хронический - жестокие родители, передача на воспитание в разные учреждения.
4. Чрезмерно тяжелый стресс: острый - смерть одного из родителей, насилие, обнаружение сексуальной или физической неполноценности; хронический - устойчивые сексуальные или физические нарушения.
5. Катастрофический стресс: острый - смерть обоих родителей, хронический - события, воспринимаемые как несущие угрозу жизни, например хроническое заболевание.
Проблема соотношения личности и ситуации важна для понимания стресса. События влияют на личность, но как их воспринимать, считать их важными или нет - решает личность. Реакция на стресс зависит от силы стресса, длительности его действия, а также от «индивидуального барьера психической адаптации» (Ю.Александровский, 1997), который формируется в процессе развития личности и зависит от особенностей нервно -психической деятельности. Этот барьер есть совокупность усвоенных человеком защитных стратегий, реакций и механизмов в сочетании с особенностями нервной системы.

Побег - защитное поведение
В современных психологических теориях побег из дома рассматривается как один из способов защитного поведения, побег - это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъективно как катастрофические, побег - это событие, изменяющее жизнь. Поведенческий акт в настоящее время рассматривается как функция личности, ситуации и их взаимодействия. Следует понимать, что между катастрофой и событиями текущей жизни нет резкой, ясно выраженной границы. Эта граница определяется отношением субъекта к тем или иным событиям, текущим состоянием его психики, типом нервной системы. В основе невротической реакции лежит конфликт с окружающей средой и конфликт этот носит внутренний характер. Не конкретная патогенная ситуация, а отношение к ней есть основа невротической реакции и невротического развития. В поэме Мильтона «Потерянный рай» есть такие строки:
«Ум - свой, особый мир. И он в себе, внутри
Способен превратить рай в ад
и сделать рай из ада».
Важной является мысль Мясищева о невротической реакции как «болезни развития личности». Значимость события и его интерпретация прямо связаны с «картиной мира», присущей именно этой, конкретной личности и ее «жизненным планом», прописанным по отношению к «картине мира».
В современных исследованиях защитных психических механизмов «бегство» (физиологический уход от раздражителя) квалифицируется как первичная (допсихическая) защитная реакция организма. Все виды защитных реакций применяются для того, чтобы добиться приемлемого к себе отношения и формируются в результате усвоения образцов, демонстрируемых родителями и личного опыта. Считается, что более зрелые формы психологической защиты надстраиваются над двигательными (поведенческими) реакциями при участии элементарных психических функций.
Наиболее примитивным защитным механизмом считается «отрицание» в форме «избегания», заключающееся в попытках избавиться от страха путем удаления от источника стресса. Отрицание как ведущий механизм защиты способствует развитию внушаемости, самовнушаемости, отсутствию самокритики и богатой фантазии.
На основе механизма «отрицания» формируется самая ранняя форма защитного поведения - «отказ», являющаяся реакцией на невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Отказ - элемент глобальной поведенческой стратегии «отдаления», сущность которой составляют подсознательные защитные автоматизмы изоляции и отрицания
В раннем возрасте отказ проявляется в отказе от общения даже с близкими людьми (аутизм), отказе от игр, пищи; в более старшем возрасте, при сохранении действия стресса, он может выражаться в уходе из дома, крайней формой отказа является суицид.
Андрей В., 14 лет. Полная семья, где родители много работают и практически не уделяют времени ребенку. Эмоциональные отношения в семье стали слабыми и конфликтными. Отец за малейшие проступки сильно бил мальчика. Андрей стал пропускать уроки в школе, получал плохие оценки и врал дома, скрывая истинное положение дел. Это привело к плохим оценкам за четверть. Когда на педсовет школы вызвали родителей Андрея, то он сбежал, понимая, что все раскроется и его ждет сильное наказание.

Побег - желание быть самостоятельным.
Психодинамические теории трактуют аномальное поведение в подростковом возрасте как проявление конфликта между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, сепарации. Негативизм и агрессия - это дезадаптивные попытки решения этого конфликта. Этот тип поведения на внешнем плане утверждает «автономию» подростка, на внутреннем плане при этом часто присутствует уверенность, что они усилят внимание родителей, в котором он еще нуждается. Негативизм же может являться выражением защиты от низкой самооценки, чувства собственной беспомощности. В психоаналитической теории объектных отношений кризисы подросткового периода связываются, прежде всего, с «вторичной индивидуацией», включающей в себя два взаимопереплетенных процесса: отделение и отказ от родителей как главных объектов любви, и нахождение реальных объектов вне семьи. А.Фрейд считает подростковый возраст аномалией развития, в своей книге «Психология «Я» и защитные механизмы» она пишет, что объективно существующая опасность и депривация побуждают человека к изобретательным попыткам разрешить свои трудности, в то время как безопасность и изобилие делают его глупым. Отсюда она делает вывод: формирование защитных механизмов - важная и необходимая часть развития личности. Современный психоанализ, в духе Э.Эрикссона, трактует кризисы подросткового возраста как элементы поиска и формирования идентичности. Подросток качественно по-новому переживает себя, свое тело, свои взаимоотношения с родителями, особенно через призму поиска контактов вне семьи и отработки стратегии этих контактов.
Олеся Н., 13 лет. Полная и материально обеспеченная семья, но стиль воспитания родителей - гиперопека. Этот стиль воспитания блокирует базовые потребности подростка в самореализации, свободе принятия решений и действий, эмоциональном комфорте, поэтому девочка приняла решение уйти из дому.

Побег - от жизни в ситуации стресса.

Важно учитывать, что в случае хронического стресса у подростка могут иметься развитые «фантазии семейного романа», побег может выглядеть запланированным, эмоциональная реакция в этом случае связана с разрушением фантастических планов.
Большой вклад в описание этого феномена внес З.Фрейд в 1908 г., показав его возникновение в латентном периоде в результате усилий ребенка, направленных на внутрипсихическое дистанцирование от родителей. Предполагая себя отвергнутым родителями, занятыми решением материальных проблем, друг другом или младшими детьми, ребенок находит компенсацию в нарциссизме и фантазиях: он воображает, что является приемным ребенком или пасынком, что он «благородного» или сверхъестественного происхождения и просто волей рока отдан в эту семью до тех пор, пока не появятся возможности вернуться к своим настоящим родителям.
«Фантазии семейного романа» означают разочарование и крушение иллюзий: ребенок видит, что его родители не являются, как он полагал, совершенными и всемогущими. Параллельно происходит и деидеализа¬ция «образа Я». Психоанализ считает эти процессы наиболее мучитель¬ными аспектами взросления. Формирование адекватного «образа Я» тес¬но связано с результатами деидеализации, и только на этой основе воз¬можно установление подростком новых, более зрелых взаимоотноше¬ний с родителями и развитие у него способности к зрелой любви и сим¬патии, близости. Крайне сложно предугадать, является ли побег частью плана воздействия на родителей и близких.
Петя А., 11 лет. Ушел из дома, выдумав имя и адрес проживания. Он фантазировал о своей семье, о том, что он приемный сын, что случайно потерялся. Истинной же причиной самовольного ухода были сложные отношения с отчимом, рождение сводной сестры. Эти причины породили у мальчика чувство «лишнего» и не нужного в семье, и это стало причиной самовольного ухода.
Психокоррекционная работа с подростками
Подростковый период – это период возрастного кризиса.
Подросток уже покинул надежное жизненное пространство ребенка, а пространство взрослого им еще на построено. Он сталкивается с новыми требованиями, причем собственные механизмы преодоления трудностей у него отсутствуют.
Процесс преодоления трудностей протекает в три стадии:
1.- первичная (когнитивная и аффективная оценка ситуации),
2.- вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы,
3.- третичная оценка, т.е. переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения.
Все эти стадии не обязательно разделены и следуют друг за другом. Они могут переходить одна в другую, оказывая взаимное влияние на результат.
Формирование новых стратегий преодоления трудностей происходит тогда, когда известный индивиду набор готовых шаблонов поведения оказывается исчерпанным и необходимо сделать нечто новое. Следова¬тельно, возникновение новых стратегий преодоления трудностей ведет к дальнейшему развитию личности.
Взросление - это особая фаза развития, где происходит активация процессов преодоления трудностей, одновременно служащих стимулом - дальнейшего развития.
Прежде чем формулировать концепцию психологической помощи подростку на этом этапе, следует учесть специфику подростка как клиента, ибо применяемые методы должны соответствовать уровню его развития и
возможностям восприятия, несоответствие может способствовать ухудшению его состояния. В то же время следует иметь в виду более широкую жизненную перспективу, чем пребывание подростка в приюте или его взаимоотношения в рамках коррекционных процедур, так как путь к стратегическому успеху в любом случае лежит через кризисы и накопление им собственных внутренних ресурсов их преодоления.
Существуют 4 возможных выхода из кризиса:
- выздоровление
- невроз
- личностные нарушения
- психоз.
A.M. Захаров (1998) счита¬ет, что эффективная психотерапия с проработкой и осознанием внутри-личностных и межличностных проблем, самостоятельное извлечение уроков из невротического опыта, а иногда и просто благоприятное для подростка стечение обстоятельств могут способствовать достижению психического здоровья. Захаров даже видит в неврозе «способ психо¬логической самоактуализации личности».
Психотерапевтические и психокоррекционные воздействия направляются обычно на ликвидацию психологических предпосылок аномально¬го поведения и имеют целью достижение социально-психологической адаптации ребенка. Под социально - психологической адаптацией понимается такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности со средой, которое характеризуется:
1.Осознанием необходимости постоянных эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения;
2.Приспособлением, которое рассматривается и как процесс и как результат деятельности личности подростка в отношении к меняющимся условиям среды. Новые приспособительные механизмы «гармонизируют» отношения со средой.
Побег из дома, какими бы причинами он не объяснялся, - это не только регрессия к ранним формам защитного поведения: прежде всего – это глобальная катастрофа в масштабах личности подростка. Считается, что своевременная и адекватная психологическая помощь позволяет снизить долю дезадаптированных лиц с 20 до 5%.
Сразу после побега доминируют эмоциональные расстройства. Многочисленные наблюдения показывают, что непосредственно в момент побега и непосредственно после него наблюдается эмоциональный шок. Спектр реакций при этом лежит от истерики до полной диссоциации с происшедшим, когда событие переживается как не имеющее отношения к подростку.
Чем сильнее эмоциональная реакция, тем более упрощается картина мира, тем меньше факторов принимается во внимание при анализе ситуации. Суженное сознание активирует простейшие механизмы психической защиты, например, механизм отрицания, активируются фантазии, способствующие вытеснению: в сознание не допускается истинный, но неприемлемый мотив поведения. Ослабление страха осуществляется путем забывания реального стимула и обстоятельств, связанных с ним по ассоциации. В результате в первые часы может преобладать эйфорическая реакция: «Я сделал это!», доминирует уверенность, что все проблемы будут преодолены. Под действием сильного стресса может воспринимается только та информация, которая позволяет воспринимать собственный поступок как соответствующий обстоятельствам и имеющейся у подростка системе представлений, ценностей.
Первая фаза кризиса
Г.Каплан и Б.Сэдок (1998) считают, что кризисная фаза может продолжаться от нескольких часов до приблизительно 6 недель. В это время подросток использует все имеющиеся у него ресурсы для разрешения кризиса, адаптивные и дезадаптивные, причем состояние смятения делает его восприимчивым к самой минимальной поддержке и позволяет добиться значительных результатов. Основная задача психолога состоит в том, чтобы способствовать снижению уровня стресса и стабилизировать эмоциональное состояние подростка. Для этого следует информировать его о тех ресурсах, которые у него есть для того, чтобы справиться с ситуацией: сведения о законах, защищающих право на жизнь, здоровье, получение образования, и организациях, которые призваны эти права защищать и реализовывать.
Следует отметить, что на первом этапе пребывание в приюте, пусть и не по собственной воле, содержит для подростка больше позитивных, чем негативных факторов. Решается проблема освобождения от ответственности за незначительные совершенные правонарушения, создается барьер, защищающий его от спонтанной агрессии родителей или их замещающих лиц.
Вторая фаза кризиса
Начиная с момента побега, под воздействием описанных выше механизмов у подростка нарастает чувство вины, опасение быть отвергнутым навсегда, осознается неподготовленность побега и неприспособленность к реалиям жизни. Переживший побег подросток оказывается в ситуации, когда утрата близких, родственников и друзей, имущества и жилья приводят к разрушению привычного жизненного уклада, полному или частичному разрушению среднесрочных и долгосрочных планов на будущее. Психологическая ситуация подростка во второй фазе характеризуется следующими элементами:
1.Поиск смысла события, связи с «картиной мира».
В соответствии с теорией атрибуции Келли и Хайдера, люди склонны приписывать любым событиям в жизни причины, объясняющие их происхождение, даже таким, например, как появление первого больного гриппом осенью. Подростки в этом отношении отличаются от «нормальных людей» тем, что в силу недостатка жизненного опыта и знаний для них проблема поиска причины более болезненна. Приписанная событию причина должна выглядеть контролируемой, для успешной адаптации к событию важна уверенность подростка в том, что причина найдена, и он может ее контролировать, соответствует ли эта вера реальности - имеет третьестепенное значение. Следующим по значению фактором является уверенность, что причина, приписанная к событию, больше не действует, что ситуация «перед событием» и «сейчас» различаются качественно. Это позволяет создать в сознании «разрыв», позволяющий отнести событие к «прошлому». Это особенно важно по отношению к событию, переживание которого было травматизирующим.
Третьим по упоминанию, но не по значимости фактором является уверенность подростка в том, что первые успехи после перенесенной психической травмы являются результатом его собственных усилий. Если эта уверенность появилась, то укрепляется чувство контроля над последующими событиями. Эффект Келли (приписывание причин успеха себе, а причин неудачи - внешним обстоятельствам) дает хороший эффект в первое время после кризиса. В более отдаленной перспективе он, наоборот, может замедлить процесс выхода из кризиса. Отсюда следует простой вывод: тактика психолога в зависимости от обстоятельств должна меняться. А.Н.Дорожевец отмечает, что повторение кризисного события у тех, кто использовал внутреннюю атрибуцию, вызывает полное разрушение иллюзии контроля, итогом такого разрушения является переход к внешней атрибуции в форме «наказания за грехи», «кармы», «порчи и сглаза».
Как правило, подросток ощущает деформацию или утрату смысла существования вследствие частичного или полного разрушения «картины
мира». Многие психологи считают стремление к самоосуществлению главной движущей силой человека. Эта сила прямо зависит от способности индивида ставить перед собой цели, адекватные его внутренней сущности. Обладание такими целями - условие сохранения психического здоровья личности, ее интеграции.
2.Стремление восстановить чувство контроля над ситуацией и жизнью в целом.
Если это чувство не достигается длительное время, может
наблюдаться «бегство в прошлое», характеризующееся тем, что
эмоциональная поддержка, источник сил для преодоления кризиса
отыскивается в воспоминаниях о прошлой жизни, тех ее моментах, когда она
носила «безоблачный» характер. Со временем формируются идеализированные, не соответствующие истине «покрывающие воспоминания», что связано с действием механизмов вытеснения и замещения.
3. Достижение положительной самооценки.
Самооценка, в соответствии с теорией Л.Фестингера, является функцией социального сравнения. Подросток формирует самооценку, используя «сравнение, направленное вниз», то есть с теми, у кого «хуже», и «сравнение, направленное вверх», то есть с теми, у кого «лучше». В послекризисной ситуации, особенно для подростка, определяющим для самооценки является «сравнение, направленное вниз», то есть непременно должен быть кто-то, у кого «хуже», но мотивирующий компонент самооценки всегда связан со сравнением, направленным вверх, то есть полезно сравнение себя с теми, у кого «лучше». Этот аспект следует учитывать при формировании «групп поддержки» и любых формах групповой работы, чтобы не повредить механизм социального сравнения, используемый подростком. Прежде чем формировать чувство ответственности, необходимо задуматься о возможном усилении чувства вины.
Полная социально-психологическая реабилитация подростка, совершившего побег, происходит только при восстановлении им целостной «картины мира» и построении представлений о позитивном будущем, реалистичного плана действий.
Послекризисная ситуация
В целом можно выделить три основных типа поведения подростков в послекризисной ситуации:
1. Реальное поведение - быстрое создание нового плана поведения, соответствующего реальной ситуации;
2. Фантомное поведение - в основе лежит старый план жизни, не связанный с реальными изменениями в жизненной ситуации;
3. Хаотическое поведение - характеризуется частой сменой плана действий.
В современной психологии общепринятым является положение о том, что обращенность в будущее, жизненные планы и перспективы, связанные с ним, образуют аффективный центр подростка. Однако формирование временной перспективы часто блокируется нежеланием принимать на себя ответственность, возникает желание «остановить время», что, по мнению
Э.Эрикссона, психологически означает возврат к детскому состоянию, в котором время еще не существует в переживании и не воспринимается осознанно. И.С.Кон считает такую установку, направленную на продление «эпохи моратория» с ее весельем и беззаботностью, социально опасной для личности. Трудности возникают при попытке совместить ближние и дальние перспективы с системой ценностей, заложенной в детстве.
В ситуации побега все ранее задуманные планы, если таковые имелись, рушатся, появляется необходимость срочно вырабатывать новые ориентиры, в то же время все планы являются отражением мотивационной сферы подростка, в ситуации стресса актуальными остаются только планы, связанные с безопасностью, временная перспектива сужается.
Стратегия восстановления временной перспективы основывается на том, что любой план есть соединение оценки собственной компетентно¬сти в конкретной ситуации, вероятности возникновения ситуации в соот¬ветствующей картине мира и аксиологических характеристик тех или иных действий. Следовательно, необходимо в режиме диалога с подро¬стком сформулировать для него описание возможных ситуаций, затем оценить те или иные стратегии решения проблем в возникающих ситу¬ациях и охарактеризовать связь между действием, личностными и ситу¬ационными изменениями.
Тип поведения во многом зависит от того, считает ли подросток воз¬можным восстановление связи с семьей или нет. Как правило, на пер¬вом этапе это считается невозможным.
Поэтому первейшая зада¬ча психолога — предложить подростку реалистический план дей¬ствий на этот случай. Только после того как подросток осознает, что может выжить без непосредственной помощи членов своей семьи, по¬является возможность для применения аналитических методов.
При определении тактики коррекционной работы на этом этапе необ¬ходимо учитывать, что «преобразования», на достижение которых наце¬лен психолог, могут запаздывать, искажаться, блокироваться, избегать¬ся по разным причинам. Важным ресурсом подросткового возраста яв¬ляется желание накопить опыт и связанное с ним стремление повысить самоуважение.
В этом смысле взаимоотношения с психологом воспри¬нимаются подростком как взаимоотношения реальные, а не терапев¬тические. Психолог рассматривается подростком как значимый чело¬век, который реально может оказать помощь.
В другой ситуации психолог рассматривается как «агент» родителей и проводник неприятных социальных норм.
Психолог может использовать взаимоотношения с подростком в ка¬честве средства, способствующего изменениям. Особенно важен этот ас¬пект в начальной фазе коррекционной работы, когда подросток, совер¬шивший побег из дома, рассматривает все ранее существовавшие объект¬ные отношения как учраченные и ищет замещающие объекты. Для пси¬холога в этой ситуации важно чувствовать себя именно в качестве тако¬го замещающего, переходного объекта. Психолог должен позволить подростку при переносе модифициро¬вать старые версии объектных отношений и отработать новые. При этом очень важно установить в кратчайшее время с подростком «мы-связь», чтобы с самого начала аналитическая ситуация могла быть использована как «сфера, в которой делаются открытия».
Задача решается успешно, если в ситуации достигнуто равновесие между раскрытием и откры¬тием. Чем млад¬ше подросток, тем более важными для него являются реальные отноше¬ния. При этом, как правило, подросток не стремится идентифицировать¬ся с психологом, а, наоборот, хочет отличаться от него, переживая таким образом свою идентичность.
Условной границей, свидетельствующей о переходе от второй фазы коррекционных мероприятий к третьей, может служить то или иное про¬явление подростком активности, направленной на конструктивное реше¬ние проблемы, с которой он ранее не справился: начинается обсуждение условий, при которых возможна встреча с родителями, учителями, род¬ственниками, одноклассниками.
Заключительный этап коррекционной работы связан с реинтеграцией личности подростка, формированием устойчивости к травмати¬ческим переживаниям и восстановлением связей.

Коррекционная работа с семьёй.

Очень многое в этой фазе зависит от реакции родителей на побег. Надо понимать, что их поведение в такой ситуации также определяется особенностями семейных сценариев и связанных с ними защитных ме¬ханизмов. Желательно подробно рассказать им о сути подростковых кризисов и удержать от преждевременного общения с сыном или доче¬рью.
Наилучшие результаты достигаются тогда, когда инициатива восста¬новления связи с семьей исходит от подростка. Однако у родителей в этой фазе часто складывается впечатление, что психолог стал для их ребенка человеком более значимым, чем они сами. В этом случае они могут обвинить психолога в том, что он разрушает семью, состоит в заговоре против них. Такая ситуация может крайне осложнить коррекционную работу, так как подросток оказывается вовлеченным в еще один конфликт. Родители могут придерживаться различной тактики во вза¬имоотношениях с психологом, в частности:
1. Пытаться использовать психолога для выполнения тех задач, кото¬рые ставили перед собой в процессе воспитания ребенка, но не смогли их решить.
2. Стремиться полностью исключить психологическую помощь под любыми предлогами, например утверждая, что ребенок здоров, или до¬казывая, что в другом месте ему окажут более квалифицированную помощь. Это может косвенно свидетельствовать, например, о попытке скрыть факты внутрисемейного насилия.
3. Пытаться вступить с психологом в конкурентные отношения, на¬пример, путем неадекватного «задаривания» ребенка.
4. Пытаться предложить психологу «дружбу семьями».
Как правило, все эти тактики используются в различных комбинаци¬ях на разных этапах терапии.
В случае, когда родители настаивают на досрочном, с точки зрения психолога, прерывании терапии, психолог должен согласиться с этим, однако следует оставить родителям и особенно подростку возможность для обратного хода, предложив обратиться при возникновении трудностей.
Любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которые понимают и принимают своего ребенка. Для этого создается семейный клуб, где работу с родителями проводят в двух направлениях:
1. Информирование (о том, что такое дезадаптированное поведение,
каковы причины его появления, чем оно опасно для ребенка и
окружающих).
2. Обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Необходимую для себя информацию родители могут получить на
лекциях, к проведению которых привлекаются авторитетные специалисты. Кроме этого, для родителей будет полезна консультация психолога. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления дезадаптированного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалистам.
Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с сыном или дочерью, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско – родительских отношений, в семинарах, диспутах в рамках семейного клуба.



Комментариев нет:

Отправить комментарий