Разработанная
нами методика онтогенетически-ориентированной интенсивно-экспрессивной
психотерапии и психокоррекции (ИНТЭКС) представляет собой девятидневный цикл
эмоционально-стрессового воздействия на группу больных и их родителей с целью
ликвидации нервно-психических отклонений, а также обеспечения их первичной
профилактики.
Основные принципы методики ИНТЭКС таковы:
1. Привлечение к психотерапевтическому процессу всей семьи и обязательное
активное участие в групповых занятиях как минимум одного ближайшего
родственника. Конкретными примерами реализации данного принципа в методике
ИНТЭКС являются такие приемы, как «Семейный герб», «Домашняя бухгалтерия»,
«Рисунок глаз», «Родительский массаж», «Материнский гипноз», «Родительские
профессии», «Неоконченные рассказы».Основные принципы методики ИНТЭКС таковы:
2. Наглядно-чувственная диагностика проблем пациента для него самого и его близких с целью повышения собственной ответственности за их решение. Проблемные игры на вербальное и невербальное общение, преодоление физического и социального страха, на умение командовать, излагать свои мысли, рассуждать и делать выводы из полученного опыта, игры на эрудицию и умение соблюдать правила.
3. Эмоционально-стрессовый характер лечебного процесса, во время которого порой небезболезненное обнажение и максимальная экспрессивность психотравмирующих конфликтов перекрывается событиями, насыщающими жизнь пациента ощущением праздника, подвига, творческого горения. Проблемные и конфликтные ситуации, игры на выигрыш и проигрыш, прием «горячий стул», «общественная характеристика», коллективное обсуждение деструктивного поведения, «клоунада», «вечер юмора», система «подвигов», заключительный сеанс эмоционально-стрессового внушения.
4. Равноправие и партнерство всех участников группы независимо от возраста, трансформирующие группу в единый, гуманистически направленный коллектив. Работа в общем круге, «мозговая атака» в деловой игре, совместное преодоление препятствий, взаимные советы, реализация принципа «Один за всех и все за одного».
5. Постоянная обратная связь ко-терапевтов и членов группы в форме дискуссий, диалогов и ежедневных письменных отчетов. Окончание каждой «тест-игры» обсуждением того, кто что чувствовал, что думал и чему научился, прием «письмо другу», называние своих чувств в процессе разыгрывания «типичной конфликтной ситуации».
6. Сочетание группового характера лечебного процесса с индивидуализацией его задач в соответствии с клинической, социально-психологической и педагогической диагностикой каждого пациента-клиента. Прицельное распределение ролей в «говорящей пантомиме», индивидуальная «маска страха», персональная «лестница проблем»," «смешной случай из жизни».
7. Единство вербальных и невербальных форм экспрессии и взаимодействия. Режим молчания, игра «инопланетяне», «отгадывание мыслей», тест-игра «минное поле», прием «назвал — увидел — показал».
8. Взаимопроникновение лечебных, воспитательных, обучающих и рефлексивно-аналитических приемов психотерапии и психокоррекции, направленных как на патогенетические механизмы нарушений (включая их психогенные, энцефалопатические и дизонтогенетические звенья), так и на отдельные симптомы болезни и личностной аномалии. Проективные рисунки, рисунки «мой самый счастливый и самый грустный день», «автопортрет», психодраматические приемы, аутогенная тренировка, гипноз, приемы нейролингвистического программирования, символдрамы, проводимой в парах родитель-ребенок, бихевиоральные подходы, коррекция внимания, памяти, импульсивности в процессе психогимнастических этюдов.
9. Сочетание интимно-эмпатических, директивно-манипулятив-ных, недирективно-демократических и возвышаюше-вдохновляющих форм поведения ко-терапевтов. Естественность поведения ко-терапев-тов, система поощрений, наказаний, принуждений и вдохновлении, называние полного имени при обращении к детям, открытое выражение сочувствия, понимания и принятия пациентов такими, какие они есть и дистанцирование отношения к личности от отношения к деви-антному поведению, оценка не конечного результата, а отношения к труду, сочетание «мужского» и «женского» стиля реагирования.
10. Активное самопознание через познание других с целью коррекции самооценки и оптимизации процесса саморегуляции. Дискуссия о значении имен, рассказ о знаменитом тезке, незаконченные рассказы, совершение «личных подвигов», приемы «сплетники», «портрет группы», «предвыборная кампания», обучение активному слушанию и «Я — высказываниям», озвучивание личных отчетов.
11. Системный подход к проблемам пациента и его семьи. Обучение родителей основам трансактного анализа, формирование творческого подхода к воспитанию, приемы «10 лет спустя», «знаки Зодиака», дискуссии на «родительском педсовете», обучение бихевиоральному моделированию поведения, а также «разделению проблем и передаче ответственности», помощь в решении индивидуальных психологических, психиатрических и психосоматических проблем родителей.
12. Достижение инсайта через позитивный регресс и интенсивное освоение функционально-личностной зоны ближайшего развития, пси-хоэлевацию. Осмысление получаемого опыта реализации потребностей, гармонизации социальных связей и отношений, оптимизации поведения на наглядно-действенном, конкретно-образном и абстрактно-логическом уровнях, реализуемое в непосредственных поступках, сенсорно-визуальных образах и вербальных высказываниях — рисунок проблемы, «горячий стул».
13. Организация терапевтической сессии в соответствии с традиционными этолого-культуральными обрядами инициации*^ (Кульминацией процесса личностного роста с символическим избавлением от всего больного и незрелого, слиянием с идеальным образом и публичной демонстрацией нового, здорового и социально элевированного «Я» является заключительный сеанс методики: «транс», «операция», «громкие личные подвиги» на глазах большой аудитории.
Многолетнее использование методики как в ее клиническом варианте с больными психиатрического и психоневрологического профиля, так и в психологическом, коррекщюнно-педагогическом и социально-реабилитационном оформлении (дети со школьной и социальной дезадаптацией, сироты, инвалиды, представители группы «риска», а также практически здоровые дети, подростки и взрослые в «критические» возрастные периоды) показало эффективность и «открытость» данной организационно-методической формы для интеграции самых различных психотерапевтических и психокоррекци-онных направлений.
Динамическое наблюдение в процессе семейно-групповых коммуникаций и данные самоотчетов дополняли критерии выбора преимущественного методического подхода, рекомендуемого для поддерживающей и углубленной индивидуальной или семейной психотерапии, логопедической или нейропсихологической коррекции тех пациентов, которые в этом нуждались после окончания лечебной сессии.
* Программа методики И НТЭКС воссоздает в трансформированном и рафинированном виде ключевые моменты подготовки и осуществления сложного обряда инициации (посвящения в новый, более высокий социально-психологический ранг), существующий в любой традиционной культуре и изобилующий чувственными агрессивно-героическими испытаниями (смена стереотипов, парциальная изоляция, система табу, тотемическая имитация, символическая смерть всего плохого и «детского» и второе рождение в зрелом, здоровом, умудренном качестве, слияние С Возвышенным идеальным образом, открывающим перспективы духовного роста к т. п.). В современной России обряды инициации, ранее существовавшие в институциях «октябрят», «пионеров», «комсомольцев», военно-спортивных организаций, студенческих строительных отрядов и проч. частично выродились, частично насильственно отменены. Блокирование социально-биологической потребности в инициации проявляется в признаках агрессивно-асоциального поведения и психических расстройствах, типологически сходных С Переживаниями во время инициации (Клинков В. Н., 1995; Самохвалов В. П., 1997). Данная методика служит альтернативой беспорядочному инстинктивному поиску способов удовлетворения онтогенетически обусловленной потребности в инициации.
В то же время, 5-летний катамнез 500 пациентов, прошедших однократный курс ИНТЭКС-терапии в возрасте 5-22 лет по поводу различных нервно-психических расстройств пограничного уровня, показал, что более 50% из них не нуждалось более в какой-либо активной психотерапевтической помощи. В частности, изучение невербально-вербальных компонентов общения и речи бывших пациентов, прошедших терапию с помощью данной методики по поводу заикания в дошкольном и младшем школьном возрасте, показало, что через пять лет 98% из них общались активно в полном объеме своих потребностей по всем параметрам (Добридень В. П., 1999).
В качестве базисной патогенетической психотерапии методика ИНТЭКС с успехом применяется при лечении детей и подростков с психосоматическими расстройствами и патологическими привычными действиями (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С, 2000), элективным мутизмом (Добридень И. В., 2000; Шевченко Ю. С, Добридень И. В., Кирилина Н. К., 2000), общими и системными неврозами, задержками психического развития, девиантным поведением (Игумнов С. А., 2001). Как эффективный способ психопрофилактики школьной дезадаптации методика ИНТЭКС показана детям за полгода до поступления в первый класс и пере
http://humam.ru/psixoterapiya-psixosomat-rasstrojstv-u-detej/v-osnove-dezadaptacii-lezhat-individualnye-otkloneniya-psixiki.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий