воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Метод ИНТЕКС (Профессора Шевченко Юрия Степановича)



Разработанная нами методика онтогенетически-ориентированной интенсивно-экспрессивной психотерапии и психокоррекции (ИНТЭКС) представляет собой девятидневный цикл эмоциональ­но-стрессового воздействия на группу больных и их родителей с це­лью ликвидации нервно-психических отклонений, а также обеспе­чения их первичной профилактики.

Основные принципы методики ИНТЭКС таковы:

1. Привлечение к психотерапевтическому процессу всей семьи и обязательное активное участие в групповых занятиях как минимум одного ближайшего родственника. Конкретными примерами реали­зации данного принципа в методике ИНТЭКС являются такие при­емы, как «Семейный герб», «Домашняя бухгалтерия», «Рисунок глаз», «Родительский массаж», «Материнский гипноз», «Родитель­ские профессии», «Неоконченные рассказы».

2. Наглядно-чувственная диагностика проблем пациента для него самого и его близких с целью повышения собственной ответственнос­ти за их решение. Проблемные игры на вербальное и невербальное общение, преодоление физического и социального страха, на умение командовать, излагать свои мысли, рассуждать и делать выводы из полученного опыта, игры на эрудицию и умение соблюдать правила.

3. Эмоционально-стрессовый характер лечебного процесса, во вре­мя которого порой небезболезненное обнажение и максимальная эксп­рессивность психотравмирующих конфликтов перекрывается собы­тиями, насыщающими жизнь пациента ощущением праздника, под­вига, творческого горения. Проблемные и конфликтные ситуации, игры на выигрыш и проигрыш, прием «горячий стул», «обществен­ная характеристика», коллективное обсуждение деструктивного по­ведения, «клоунада», «вечер юмора», система «подвигов», заключи­тельный сеанс эмоционально-стрессового внушения.

4. Равноправие и партнерство всех участников группы независимо от возраста, трансформирующие группу в единый, гуманистически направленный коллектив. Работа в общем круге, «мозговая атака» в деловой игре, совместное преодоление препятствий, взаимные сове­ты, реализация принципа «Один за всех и все за одного».

5. Постоянная обратная связь ко-терапевтов и членов группы в форме дискуссий, диалогов и ежедневных письменных отчетов. Окон­чание каждой «тест-игры» обсуждением того, кто что чувствовал, что думал и чему научился, прием «письмо другу», называние своих чувств в процессе разыгрывания «типичной конфликтной ситуации».

6. Сочетание группового характера лечебного процесса с индиви­дуализацией его задач в соответствии с клинической, социально-пси­хологической и педагогической диагностикой каждого пациента-кли­ента. Прицельное распределение ролей в «говорящей пантомиме», индивидуальная «маска страха», персональная «лестница проблем»," «смешной случай из жизни».

7. Единство вербальных и невербальных форм экспрессии и взаи­модействия. Режим молчания, игра «инопланетяне», «отгадыва­ние мыслей», тест-игра «минное поле», прием «назвал — увидел — показал».

8. Взаимопроникновение лечебных, воспитательных, обучающих и рефлексивно-аналитических приемов психотерапии и психокоррекции, направленных как на патогенетические механизмы нарушений (вклю­чая их психогенные, энцефалопатические и дизонтогенетические зве­нья), так и на отдельные симптомы болезни и личностной аномалии. Проективные рисунки, рисунки «мой самый счастливый и самый грустный день», «автопортрет», психодраматические приемы, ауто­генная тренировка, гипноз, приемы нейролингвистического програм­мирования, символдрамы, проводимой в парах родитель-ребенок, бихевиоральные подходы, коррекция внимания, памяти, импульсив­ности в процессе психогимнастических этюдов.

9. Сочетание интимно-эмпатических, директивно-манипулятив-ных, недирективно-демократических и возвышаюше-вдохновляющих форм поведения ко-терапевтов. Естественность поведения ко-терапев-тов, система поощрений, наказаний, принуждений и вдохновлении, называние полного имени при обращении к детям, открытое выраже­ние сочувствия, понимания и принятия пациентов такими, какие они есть и дистанцирование отношения к личности от отношения к деви-антному поведению, оценка не конечного результата, а отношения к труду, сочетание «мужского» и «женского» стиля реагирования.

10. Активное самопознание через познание других с целью коррек­ции самооценки и оптимизации процесса саморегуляции. Дискуссия о значении имен, рассказ о знаменитом тезке, незаконченные расска­зы, совершение «личных подвигов», приемы «сплетники», «портрет группы», «предвыборная кампания», обучение активному слушанию и «Я — высказываниям», озвучивание личных отчетов.

11. Системный подход к проблемам пациента и его семьи. Обу­чение родителей основам трансактного анализа, формирование творческого подхода к воспитанию, приемы «10 лет спустя», «зна­ки Зодиака», дискуссии на «родительском педсовете», обучение бихевиоральному моделированию поведения, а также «разделению проблем и передаче ответственности», помощь в решении инди­видуальных психологических, психиатрических и психосомати­ческих проблем родителей.

12. Достижение инсайта через позитивный регресс и интенсивное освоение функционально-личностной зоны ближайшего развития, пси-хоэлевацию. Осмысление получаемого опыта реализации потребно­стей, гармонизации социальных связей и отношений, оптимизации поведения на наглядно-действенном, конкретно-образном и абстрак­тно-логическом уровнях, реализуемое в непосредственных поступ­ках, сенсорно-визуальных образах и вербальных высказываниях — рисунок проблемы, «горячий стул».

13. Организация терапевтической сессии в соответствии с тради­ционными этолого-культуральными обрядами инициации*^ (Кульмина­цией процесса личностного роста с символическим избавлением от всего больного и незрелого, слиянием с идеальным образом и публич­ной демонстрацией нового, здорового и социально элевированного «Я» является заключительный сеанс методики: «транс», «операция», «гром­кие личные подвиги» на глазах большой аудитории.

Многолетнее использование методики как в ее клиническом ва­рианте с больными психиатрического и психоневрологического про­филя, так и в психологическом, коррекщюнно-педагогическом и со­циально-реабилитационном оформлении (дети со школьной и социальной дезадаптацией, сироты, инвалиды, представители груп­пы «риска», а также практически здоровые дети, подростки и взрос­лые в «критические» возрастные периоды) показало эффективность и «открытость» данной организационно-методической формы для ин­теграции самых различных психотерапевтических и психокоррекци-онных направлений.

Динамическое наблюдение в процессе семейно-групповых комму­никаций и данные самоотчетов дополняли критерии выбора преиму­щественного методического подхода, рекомендуемого для поддержи­вающей и углубленной индивидуальной или семейной психотерапии, логопедической или нейропсихологической коррекции тех пациен­тов, которые в этом нуждались после окончания лечебной сессии.

* Программа методики И НТЭКС воссоздает в трансформированном и рафинированном виде ключевые моменты подготовки и осуществления сложного обряда инициации (посвяще­ния в новый, более высокий социально-психологический ранг), существующий в любой традиционной культуре и изобилующий чувственными агрессивно-героическими испы­таниями (смена стереотипов, парциальная изоляция, система табу, тотемическая имита­ция, символическая смерть всего плохого и «детского» и второе рождение в зрелом, здо­ровом, умудренном качестве, слияние С Возвышенным идеальным образом, открывающим перспективы духовного роста к т. п.). В современной России обряды инициации, ранее существовавшие в институциях «октябрят», «пионеров», «комсомольцев», военно-спортив­ных организаций, студенческих строительных отрядов и проч. частично выродились, час­тично насильственно отменены. Блокирование социально-биологической потребности в инициации проявляется в признаках агрессивно-асоциального поведения и психических расстройствах, типологически сходных С Переживаниями во время инициации (Клин­ков В. Н., 1995; Самохвалов В. П., 1997). Данная методика служит альтернативой беспоря­дочному инстинктивному поиску способов удовлетворения онтогенетически обусловлен­ной потребности в инициации.

В то же время, 5-летний катамнез 500 пациентов, прошедших од­нократный курс ИНТЭКС-терапии в возрасте 5-22 лет по поводу различных нервно-психических расстройств пограничного уровня, показал, что более 50% из них не нуждалось более в какой-либо ак­тивной психотерапевтической помощи. В частности, изучение невер­бально-вербальных компонентов общения и речи бывших пациен­тов, прошедших терапию с помощью данной методики по поводу заикания в дошкольном и младшем школьном возрасте, показало, что через пять лет 98% из них общались активно в полном объеме своих потребностей по всем параметрам (Добридень В. П., 1999).

В качестве базисной патогенетической психотерапии методика ИНТЭКС с успехом применяется при лечении детей и подростков с психосоматическими расстройствами и патологическими привычны­ми действиями (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С, 2000), электив­ным мутизмом (Добридень И. В., 2000; Шевченко Ю. С, Добридень И. В., Кирилина Н. К., 2000), общими и системными неврозами, за­держками психического развития, девиантным поведением (Игум­нов С. А., 2001). Как эффективный способ психопрофилактики школьной дезадаптации методика ИНТЭКС показана детям за пол­года до поступления в первый класс и пере
http://humam.ru/psixoterapiya-psixosomat-rasstrojstv-u-detej/v-osnove-dezadaptacii-lezhat-individualnye-otkloneniya-psixiki.html



Комментариев нет:

Отправить комментарий