воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Детский аутизм



Аутисты в наше время появляются на свет чаще, чем раньше, в 10 раз. Если в 1993-м в Америке учились 15 500 детей, больных аутизмом, то уже через пять лет их стало 42 500. В мире на каждые 10 тысяч новорожденных приходится 15-20 "людей дождя". Получается, что сейчас аутистов на Земле миллионы. И их число постоянно растет...
Термин «аутизм» (от греческого
autos – сам) был введен психиатром Е. Блейлером и означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений». Изначально аутизм рассматривался как особенность мышления шизофренических пациентов, характерной чертой которых является бегство от реальности и уход в себя.
Швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 г. впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм (РДА). Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. Сначала это расстройство Каннер относил к детской форме шизофрении, но затем признал его самостоятельность, а причины искал то в аффективной сфере, то в кругу органических нарушений. С тех пор не утихают споры относительно этиологии, патогенеза, клиники, лечения, прогноза этого психического расстройства.

Аутизм нельзя определить, пока ребенок находится в утробе матери. Его симптомы становятся видны только после рождения: малыш не проявляет оживления, почти не реагирует на близких, не улыбается... Когда такого ребенка берут на руки, он не выказывает никаких эмоций и часто кажется глухим или слепым.
Обычно признаки аутизма в полной мере проявляются между 1,5-3 годами.

Вот самые первые признаки раннего аутизма:
Ребенок не может говорить или соотнести слово с объектом, избегает смотреть в глаза даже собственной маме. Имеет странные привычки и игры, которые занимают его часами, например, он может рассматривать предметы, расположенные друг за другом под разным углом зрения и это может занимать у малыша очень много времени, до двух часов совершенно спокойно. Или, например, может выстраивать предметы в одну линию (а не складывать пирамидку) и эта игра точно так же может занять у него огромное количество времени.
Такого ребенка невозможно заставить что-то сделать или хотя бы попросить – он не реагирует на простейшие просьбы. Малыши с аутизмом не подражают взрослым, не показывают пальцем то, что они хотят получить, а просто плачут, никогда не обращаются за помощью, не любят, когда его ласкают и отличаются большой избирательностью в еде.
Чем дальше, тем больше проблем с самосознанием. Ребенок - аутист не понимает границ своего тела, не воспринимает других людей и не видит, что происходит вокруг. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать.
То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Родителям же кажется, что ребёнок не понимает, о чём они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию. Вот именно на этом Наташа просила акцентировать внимание.
Если ребенок не общается, это не значит, что это ему не нужно. Пусть он не говорит, но необходимо заменить слова на тактильное общение, жесты, мимику, прикосновения. И главное, все время наблюдать за ребенком, искать хоть малейшие проблески в сознании, улавливать, что интересует малыша. Если вы увидели, что ребенка вдруг, на секунду, заинтересовала картинка с кошкой –обязательно заведите кота в доме. Если же это будет, например, жираф, значит, ходите в зоопарк, как можно чаще, хоть каждый день и рассказывайте, рассказывайте малышу о нем, без устали. У детей - аутистов все записывается на подкорке и однажды он все это вспомнит, ваши труды не пройдут зря. Одним словом, старайтесь его побуждать к общению, используя все, что удастся найти, но главное – не давите.
Очень часто родители делают одну ошибку: когда ребенок пытается им что-то невнятно сказать, родители начинают нервничать и говорить: «Вот пока не скажешь нормально, что ты хочешь, ничего не получишь!». А ребенок – аутист нормально сказать не может, он и так делает все возможное, старается, а после таких слов попросту замкнется в себе и больше уже точно ничего не скажет.

Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому необходимо за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.
Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — “строим поезд”, разбрасывание кусочков бумаги — “устроим салют”.
Таких детей полезно приобщать к театральным представлениям. При этом родители должны учесть, что ребенок поначалу будет оказывать бурное и стойкое сопротивление попыткам вовлечь его в занятия. Однако если проявить твердость, задействовав систему стимулов и поощрений, а не через насилие, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.
Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. Как правило, такие детишки не играют со сверстниками, а находятся все время рядом. Не заставляйте ребенка вливаться в коллектив, даже если вам кажется, что малыш не реагирует на играющих рядом детей – это не так, он наблюдает за их играми, за поведением, за жестами и однажды воспроизведет это самостоятельно.
Считается, что существуют четыре степени аутизма. Тех, кто болен самой тяжелой из них, невозможно вывести в мир. Следующая степень -- человека можно чем-то заинтересовать. И две другие формы - аутист относительно адаптируется в обществе, если с ним заниматься. Во всем мире считается, что аутизм лучше всего преодолевается, если ребенок посещает обычные детские учреждения. И научить детей-аутистов общению можно, как второму языку, хотя они все равно навсегда останутся в себе.
Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок. Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Способности к программированию у аутистов налицо. Аутисту ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому аутистов в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — аутисты.


Творчество :
http://medportal.ru/mednovosti/main/2010/05/26/autart/



Искусство в себе
В
ноябре 2009 года вышла в свет книга американского
поведенческого
 психолога и педагога Джилл Маллин (Jill Mullin),
посвященная творчеству
 людей с расстройствами аутического спектра, к
которым относятся
аутизм
и схожие с ним состояния. Помимо работ заслуженных авторов, она
содержит рисунки неизвестных, но талантливых художников. Недавно журнал
New Scientist опубликовал ряд произведений. С этими и другими картинами аутистов "МедНовости" знакомят своих читателей.
Исторический центр города Троя в штате Нью-Йорк глазами аутиста:

 
"Веревочная фея" работы Мэрилин Кошо (Marilyn Cosho), страдающей синдромом Аспергера:

 

 



 "Дворец Потала в Тибете" аутистки Джессики Парк (Jessica Park):

 
"Война во Вьетнаме" аутичной
 литовской студентки-художницы Милды Бандзайте (Milda Bandzaite):

 
"Авраам
Линкольн". Аппликация Джона Уильямса (
John Williams). По словам автора,
при синдроме Аспергера окружающий мир кажется хаотичным, поэтому
создавать из разрозненных частей целостное изображение доставляет
удовольствие:



 
"Девочка и коза" аутиста Джастина Каны (
Justin Cana):
 
 
 
"Кошачий дом" известной
 аутичной художницы, скульптора и певицы Донны Уильямс (Donna Williams):
 
 
 
Говоря о творчестве аутистов, нельзя не упомянуть работы наиболее
 талантливых из них – так называемых савантов (от французского savant
– "эксперт", "учёный"). По определению психиатра Дарольда Трефферта
(
Darold Treffert), савантизм – это редкое состояние, при котором
человек с каким-либо нарушением развития обладает выдающимися
способностями в одной или нескольких узких областях, чаще всего
 в
вычислениях, музыке, изобразительном искусстве, картографии и
трехмерном моделировании (одним из наиболее известных савантов был
Ким Пик (Kim Peek), ставший прототипом главного героя голливудского фильма "Человек дождя").
Француз
Жиль Трехин (
Gilles Tréhin) создал воображаемый город Урвиль (Urville),
описав его
 историю, географию, культуру и экономику, а также нарисовав
более 300 городских видов:




 
 
 
 
Произведения
 шотландского саванта Ричарда Вавро (Richard Wawro):
 
 
 
Работы
американца Джорджа Уайденера (
George Widener), исключительные
способности которого проявляются в вычислении, календаре и
изобразительном искусстве:
 
 
 
 
Англичанин
Стивен Уилтшир (
Stephen Wiltshire), прозванный
"человеком-фотоаппаратом", с абсолютной точностью воспроизводит однажды
увиденные архитектурные постройки,
 такие как Тауэрский мост в Лондоне: 
 
 
 
...и Московский Кремль:
 
 
 
Так же точно он изображает перспективы целых городов, например, Чикаго:
 
 
 
...и Рима:
Видео
ColourField production
 
Кроме того, Уилтшир изображает вымышленные сюжеты. Картина "Землетрясение":
 
 
Иллюстрации
Jessica
Park/Pure Vision Arts, Marilyn Cosho, John Williams, Donna Williams,
Milda Bandzaite, Justin Cana/Dr Rosa C. Martinez/RCM/Autism Notebooks,
Gilles Tréhin, wawro.net, George Widener/Ricco Maresca gallery, Stephen
Wiltshire



Комментариев нет:

Отправить комментарий