суббота, 24 ноября 2012 г.

Аутогенная тренировка с применением БОСа



• Опыт использования мониторинга и функционального биоуправления с биологической обратной связью по показателям поверхностной кожной температуры в процессе обучения навыкам психической саморегуляции
Д.В. Петухов, Самара, 2005 г.
Психологические исследования: Сборник научных трудов/ Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой – Самара, Изд-во: «Универс-групп», 2005. – стр. 235-241
Методы психической саморегуляции (ПСР) нашли широкое применение в различных сферах практической психологии. Получив первоначальное развитие в медицинской практике (аутогенная тренировка), методы ПСР стали успешно применяться в спортивной, педагогической, инженерной психологии. Вместе с тем, до сих пор остро стоит проблема объективной оценки успешности освоения отдельных упражнений и этапов в процессе обучения навыкам ПСР. В данной статье анализируется опыт автора по использованию в этих целях данных поверхностной кожной термометрии.
Методики обучения ПСР. Аутогенная тренировка
В настоящее время существует множество методик обучения методам психической саморегуляции: самогипноз, йога, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция (управляемая визуализация) и т.д. Сравнительные исследования показывают, что наиболее простая и эффективная методика обучения базовым навыкам ПСР – аутогенная тренировка (АТ). Не случайно именно этот метод получил огромную популярность во всем мире.
Аутогенная тренировка имеет очень широкий спектр применения. Психогигиена и медицина, спорт, образование, профессиональная сфера, личностное развитие, все это области, в которых применение аутогенной тренировки дает весьма впечатляющие результаты (например, см. [1-4]).
Аутогенная тренировка имеет, на мой взгляд, три главных преимущества:
1. Освоение сложных навыков управления собственной психикой осуществляется с помощью простых упражнений, доступных практически любому человеку;
2. Не требует много времени и особых условий для занятий. Любой стул и 5-10 минут свободного времени – достаточные условия для проведения занятий. Некоторые упражнения можно выполнять даже во время управления автомобилем. Т.е., эта методика оптимально подходит для человека, вовлеченного в напряженный ритм современной жизни.
3. Существуют четкие критерии успешности освоения методики. Переход к следующему упражнению осуществляется только после освоения предыдущего.
По своей сути, аутотренинг – синтетический метод, созданный на основе приемов самовнушения, гипноза, йоги и групповой психотерапии.
Своим появлением аутогенная тренировка обязана немецкому психиатру Иоганну Генриху Шульцу. Первая книга Шульца по аутогенной тренировке вышла в 1932 году. В основу метода легли его многолетние исследования гипноза и индийской системы йога. Он обнаружил, что как в начальной стадии гипноза, так и при выполнении йоговских упражнений на расслабление, у испытуемых практически всегда возникает ощущение тяжести (вследствие расслабления мышц) и тепла (вследствие расширения кровеносных сосудов). Шульц предположил, что, вызывая сознательно эти ощущения, можно погрузится в особое состояние сознания, напоминающее начальную стадию гипноза.
В результате появились шесть базовых упражнений аутотренинга, которые позволяют добиться состояния глубокого покоя и расслабления, на фоне которого, путем самовнушения удается воздействовать на различные функции организма, не поддающиеся волевому контролю. Так, оказалось возможным управлять тонусом кровеносных сосудов, изменять частоту сердечных сокращений, уровень сахара в крови, скорость восприятия и время реакции, болевую чувствительность (повышать до гиперпатии или понижать до анестезии), течение циклических процессов организма, засыпать и пробуждаться в заданное время, воспринимать и запоминать речь во время естественного сна, вызывать каталепсию, гипермнезию, автоматическую речь (глоссолалию) и письмо и т. д.
Существует множество модификаций аутотренинга. Методика Шульца базировалась на кратких формулах самовнушения, которые надо было просто повторять по нескольку раз. Как оказалось, далеко не всем людям удавалось успешно освоить методику в таком виде. И следующим шагом в развитии аутотренинга стало использование ярких мысленных образов, соответствующих формулам самовнушения. Также оказалось, что можно значительно ускорить процесс обучения, если часть занятий проводить под руководством опытного инструктора, который произносит вслух формулы самовнушения и сопровождает их расширенными формулами внушения. На таких занятиях, обучающиеся получают своеобразные ориентиры, к которым они будут стремиться в самостоятельных занятиях. Развитие электронных технологий позволило еще более усовершенствовать методику АТ. Было обнаружено, что для того, чтобы научится произвольно управлять внутренними процессами, нужно просто сделать их видимыми или слышимыми. Так появилась технология функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС).
Принципы БОС – тренинга проще понять на конкретном примере. Многие головные боли связаны с тем, что сосуды головного мозга слишком расширены. С помощью электронных датчиков, которые крепятся на поверхности кожи, можно вывести на экран монитора, например, график изменения тонуса сосудов головного мозга. Наблюдая за этим графиком, человек, постепенно нащупывает способы самостоятельно влиять на тонус сосудов. В результате, он обучается устранять или даже предотвращать головную боль без всяких медикаментов, только за счет возросших способностей к саморегуляции.
Задача оценки успешности освоения упражнений АТ
Одной из наиболее важных задач в методике обучения аутогенной тренировке является оценка успешности освоения отдельных упражнений и этапов тренинга. Для этих целей традиционно используются как методы субъективной оценки так и объективное измерение различных физиологических параметров. Для субъективной оценки используются различные формы самоотчетов (например, [4]). Анализируя собственный опыт обучения аутотренингу можно сделать вывод, что как минимум 50 % занимающихся не могут в начале адекватно оценивать успешность выполнения упражнений.
В качестве объективных методов осуществления оперативного контроля наиболее часто используется измерение кожно-гальванической реакции (КГР),
частоты сердечных сокращений (ЧСС), мышечного и сосудистого тонуса, кожной поверхностной температуры, волн мозговой активности. В исследовательских целях наиболее интересен вариант многопараметрического мониторинга физиологических показателей. Однако, для практических задач обучения навыкам ПСР чаще приходится ограничиваться каким-то одним параметром. На мой взгляд, в этом случае наиболее целесообразно использовать поверхностную кожную термометрию.
Использование термометрии в процессе обучения АТ
Обучение аутотренингу можно условно разделить на два этапа. На первом происходит освоение способности входить в особое состояние сознания, которое называется аутогенным погружением, и оставаться в этом состоянии необходимое количество времени. На втором этапе осваивается такой прием как самовнушение. Одним из физиологических маркеров аутогенного погружения является снижение тонуса периферических кровеносных сосудов и, как следствие, повышение поверхностной кожной температуры рук и ног. Именно снижение мышечного и сосудистого тонуса приводит к возникновению процессов торможения в коре головного мозга, что и обуславливает переход в измененное (фазовое, аутогенное) состояние. Для освоения навыка произвольного управления тонусом кровеносных сосудов в аутотренинге существуют специальные упражнения. Таким образом, о способности входить в состояние аутогенного погружения можно опосредованно судить по способности произвольно повышать поверхностную температуру конечностей.
Как правило, освоение упражнений на вызывание ощущений тепла начинается с рук. Так же, как и при управлении мышечным тонусом, легче научиться согревать ведущую руку. Температурный датчик обычно закрепляется на ладонной или тыльной поверхности кисти либо на ладонной поверхности пальцев. На мой взгляд, наиболее предпочтительным местом для крепления температурного датчика является тыльная поверхность кисти, т.к. в этом случае наблюдается наименьшее количество артефактов. У лиц, хорошо освоивших упражнения на расслабление и вызывания ощущений тепла, за время занятия кожная поверхностная температура кисти повышается в среднем на 1-4 °С [2,4,6]. По моим наблюдениям, после того, как человек научится повышать поверхностную температуру кисти ведущей руки на 1-2 градуса, в дальнейшем, в оценке успешности тренировки, он уже может опираться на собственные ощущения. Представляет интерес динамика изменения поверхностной кожной температуры в процессе освоения курса АТ. Если на этапе первоначального освоения навыков аутогенного погружения, поверхностная температура кисти начинает значимо повышаться только после мысленного проговаривания формул (и соответствующих им представлений) тепла, то в дальнейшем, по мере приобретения устойчивого навыка, температура начинает повышаться уже во вводной части занятия, когда об ощущениях тепла еще нет и речи. Таким образом, использование термометрии позволяет точно определить момент, когда можно переходить к сокращенным формулам самовнушения.
Для успешного освоения приемов аутотренинга важно научится сохранять пассивную концентрацию внимания и избегать волевых усилий.
Пожалуй, это самый важный и сложный для объяснения момент в программе аутотренинга. Наиболее частая ошибка занимающихся – попытка использовать волевые усилия для вызывания соответствующих ощущений. Использование термометрии позволяет обнаруживать подобные ошибки. При попытках волевого контроля у занимающихся возникают, как правило, реакции, противоположные ожидаемым. Т.е., при произнесении формул на вызывание ощущений тепла наблюдается не повышение, а понижение поверхностной кожной температуры. Объясняется это, по-видимому тем, что стремление «во что бы то ни стало» успешно выполнить упражнение приводит к стрессовой реакции, которая, как известно сопровождается централизацией кровообращения и повышением тонуса периферических кровеносных сосудов, что и ведет к охлаждению конечностей.
Способность произвольно понижать поверхностную кожную температуру говорит об освоении самовнушения – второго важнейшего навыка приобретаемого в процессе занятий АТ. Еще в 60-х годах прошлого века Ромен и Свядощ указывали на то, что лица, освоившие с помощью самовнушения способность произвольно повышать и понижать поверхностную температуру руки на 2-3 градуса могут произвольно вызывать каталепсию, частичную или полную анестезию, восприятие речи во время естественного ночного сна и другие описанные выше феномены[6]. В моих исследованиях, студенты, прошедшие курс аутотренинга и научившиеся произвольно повышать на 1-4 градуса поверхностную температуру рук и понижать на 0,5-1,5 градуса поверхностную температуру лба и рук могли, например, программировать сюжеты своих сновидений. Так, одна студентка с помощью специального внушенного сновидения готовилась к сдаче госэкзамена (сдала на «отлично») и защите (защитила на «отлично») диплома. Другая студентка, используя методику В. Л. Райкова внушения образа высокоталантливой личности, внушала себе во сне образ известного психотерапевта для отработки определенных психотерапевтических техник.
Термометрия в процессе обучения АТ используется, как правило, в двух вариантах:
4. мониторинг поверхностной кожной температуры в процессе сеанса гетеротренинга;
5. биоуправление с обратной связью (БОС) по показателям поверхностной кожной температуры.
Температурный мониторинг в процессе сеансов гетеротренинга мы обычно начинаем с 3-4-го занятия. Для этих целей удобнее использовать многоканальную (4-8 датчиков) цифровую систему термометрии с записью данных на персональный компьютер.
Для применения технологии биологической обратной связи нами был специально разработан прибор НЕЙРОТРЕНЕР-ТМ1 [5]. Прибор состоит из электронного модуля с системой звуковой и световой индикации и температурного датчика. Питание прибора осуществляется от 9 вольтовой батареи типа «Крона». Габаритные размеры 65х45х20 мм. Температурный датчик прикрепляется к поверхности кожи и примерно через 1-2 минуты входит в тепловой баланс, после чего можно начинать тренинг саморегуляции. При повышении или понижении температуры на 0.1 градуса, прибор издает звуковой сигнал (при повышении температуры более высокого тона,
при понижении более низкого) и загорается (на 1 секунду) светодиод красного (при повышении температуры) или зеленого (при понижении) цвета. Возможно использование наушников. Температурный диапазон прибора – 10 градусов Цельсия. При включении процессор автоматически устанавливает стартовую температуру в середину рабочего диапазона.
Прибор используется, в основном, для самостоятельных занятий на этапе начального освоения навыков управления тонусом кровеносных сосудов. Преимуществами прибора являются его малые размеры, возможность заниматься с закрытыми глазами, получение только значимой информации, низкая стоимость. Прибор может также с успехом использоваться для проведения тренингов психогигиены и стресспрофилактики на предприятиях. Я также использую этот прибор во время сеансов гетеротренинга, когда необходимо оценить успешность выполнения упражнения у 1-4 человек. В этом случае отключается звуковая индикация, участники тренинга занимаются как обычно с закрытыми глазами, а ведущий может наблюдать за изменениями температуры по световой индикации.
Стоит особо отметить, что использование технологии БОС оправдано только в комплексной системе обучения навыкам ПСР. При этом, особую ценность данный метод приобретает при самостоятельных и дистанционных формах организации занятий АТ. Так, нами создана система дистанционного обучения аутогенной тренировке с использованием сети Интернет (http://www.egoland.ru/education/), в которой для повышения эффективности самостоятельных занятий используется прибор НЕЙРОТРЕНЕР-ТМ1.
Краткие выводы
6. Использование мониторинга и функционального биоуправления с биологической обратной связью по показателям поверхностной кожной температуры существенно ускоряет и повышает эффективность процесса обучения навыкам психической саморегуляции.
7. Мониторинг поверхностной кожной температуры во время сеансов гетеротренинга позволяет оценить успешность прохождения всех основных этапов обучения аутотренингу.
8. Температурный БОС – тренинг позволяет быстрее освоить начальные навыки ПСР и приобретает особую ценность при самостоятельной и дистанционной форме освоения АТ.
Литература.
9. Алексеев А. В. Себя преодолеть! – М., 1985.
10. Гиссен Л. Д. Время стрессов… – М., 1990.
11. Линдеман Х. Аутогенная тренировка. – М., 1985.
12. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. – Л., 1986.
13. Петухов Д. В. Прибор биологической обратной связи по показателям температуры НЕЙРОТРЕНЕР-ТМ1., 2005.
http://egoland.ru/product/?step=&path=25,34=
14. Свядощ А. М., Ромен А. С. Применение аутогенной тренировки в психотерапевтической практике.
Техника самовнушения. – Караганда, 1966.
Аутогенная тренировка
Цитируется по: Свядощ А.М. Неврозы. - М.: Медицина, 1982. - С.246-254 (с сокращениями)

Аутогенная тренировка
Аутогенная (от греч.
autos - сам и genos - возникающий) тренировка - метод самовнушения, предложенный немецким психотерапевтом J.Schultz в 1932 г. При этом методе первоначально путем самовнушения вызывается ощущение тяжести в теле и таким образом достигается состояние мышечного расслабления - релаксации. Затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма. J.Schultz обратил внимание на то, что у гипнотизируемых обычно возникает ощущение тяжести и тепла в теле. Первое связано с ослаблением тонуса стенок кровеносных сосудов. Отсюда родилась мысль вызывать состояние аутогипноза путем самовнушения ощущений тяжести в теле. В дальнейшем при разработке метода этим автором были использованы некоторые приемы индийских йогов.

Аутогенная тренировка в настоящее время широко применяется во многих странах. В СССР она впервые стала систематически изучаться с 1957 г. [Свядощ А. М., Ромен А. С.]. Ей посвящено около 4000 публикаций, в том числе семитомное руководство "
Autogenis therapy" под ред. W. Luthe, монография А.С. Ромена (1974), А.Г. Панова, Г.С. Беляева, В.С. Лобзина и И.А. Копыловой (1973), сборники "Психическая саморегуляция" (1973, 1974), глава в "Руководстве по психотерапии" под ред. Е. В. Рожнова (1979) ц др.

Техника тренировки. (Классическая методика)
Больному разъясняются цели лечения и указывается, что его обучат особой технике самовнушения в состоянии покоя и мышечного расслабления, которая позволит ему добиться устранения болезненных симптомов.

Рассказывается о действенности самовнушения и тех изменениях в организме, которые удается вызвать с его помощью (например, произвольно изменять температуру кожи). Далее описываются ощущения, которые больному рекомендуется у себя вызвать. Подчеркивается, что повторение формул самовнушения должно проводиться со спокойной концентрацией внимания на них - без какого-либо напряжения. Указывается, что техника тренировки проста - ежедневно 2-3 раза в день следует проводить сеансы самовнушения: первые 3 нед. длительностью до 1-2 мин (не дольше), последующие - 2-5 мин или немного дольше. Тренировка проводится под наблюдением врача. Для этого первые месяцы 1-2 раза в неделю, а в дальнейшем один раз в 1-2 нед. больному рекомендуется приходить на прием к врачу и проводить сеансы в его присутствии или лучше приходить 1-2 раза в неделю на сеансы коллективной тренировки. Сеанс заключается в том, что человек садится в удобной позе или ложится и в состоянии покоя мысленно повторяет несколько фраз, вызывая у себя определенные ощущения. В процессе тренировки нужно будет последовательно овладеть шестью упражнениями. Овладение каждым из них занимает 10-14 дней, т.е. всего для овладения техникой тренировки по требуется около 2-3 мес. После этого желательно самостоятельно продолжать тренировку хотя бы по одному разу в день еще в течение 4-6 мес., чтобы в совершенстве овладеть техникой и быть способным быстро, автоматически, в любой обстановке оказать влияние на соответствующую функцию организма.

Сеансы проводятся лежа или сидя: больные ложатся в постели или па диване на спину, вытянув руки вдоль туловища, или же садятся удобно в кресле, положив руки на его ручки. Можно проводить сеансы и на обычном стуле. Тогда садятся в "кучерскую позу", голову опускают вперед, руки (кисти и предплечья) кладут к себе на колени (точнее на переднюю поверхность бедер и колени), ноги удобно расставляют. Глаза закрывают и несколько секунд сидят совершенно спокойно, ни о чем не думая. При этом мышцы рук и туловища во возможности расслабляют (чтобы лучше научиться их расслаблять, можно предварительно, стоя или сидя, поднять и опустить руки, как плети, и несколько раз потрясти ими). Далее, находясь в состоянии полного покоя, выполняют следующие стандартные упражнения.

Упражнение
I - вызывание ощущения тяжести. Мысленно повторяют без всякого напряжения формулу: 1. "Правая (у левшей - левая) рука тяжелая" - 6 раз; ). "Я совершенно спокоен" - 1 раз. Иногда для контроля можно попытаться чуть-чуть приподнять руку, чтобы убедиться в появлении ощущения тяжести.

Упражнение повторяют 10-14 дней. После первых 4-6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится все более отчетливым. Далее оно распространяется на обе руки, на обе ноги и, наконец, на все тело. Тогда соответственно внушают себе: "Обе руки... обе ноги… все тело стало тяжелым". Когда освоено первое упражнение, т.е. удается вызвать ощущение тяжести, переходят ко второму.

Упражнение
II - вызывание ощущения тепла. Мысленно повторяют: 1. "Тело тяжелое" (вызывается ощущение тяжести и мышечного расслабления) - 1-2 раза; 2. "Я совершенно спокоен" - 1 раз; 3. "Правая (у левшей - левая) рука теплая" - 5 раз.

В процессе тренировок, по мере того, как ощущение тепла возникает во второй руке, далее в ногах и затем во всем тело, переходят к формулам "обе руки теплые", "руки и ноги теплые", "тело теплое". Упражнение считается усвоенным, когда ощущение тепла вызывается легко и отчетливо.

Упражнение
III - регуляция ритма сердечной деятельности. Вызывается ощущение тяжести, покоя, тепла, как в упражнении I (однократное повторение соответствующей формулы). Затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: "Сердце бьется спокойно и мощно". Предварительно испытуемому рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиения. Если он этого не умеет, то при выполнении упражнения первые дни рекомендуют класть правую руку на область сердца, чтобы ощущать сердечный толчок (под локоть руки подкладывается подушечка, чтобы рука лежала повыше). Упражнение считается усвоенным, когда удается влиять на ритм сердечной деятельности.

Упражнение
IV - регуляция дыхания. Вызывается ощущение, появляющееся при выполнении упражнений I-III - тяжести, покоя и т.д. Затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу: "Дыхание спокойное" или, чтобы подчеркнуть, что акт дыхания протекает при этом автоматически, без напряжения, можно применить формулу: "Дышится спокойно".

Упражнение
V - влияние на органы брюшной полости. Больному указывается, что солнечное сплетение находится примерно на середине расстояния между нижним краем грудины и пупком. Вызываются такие же ощущения, как при выполнении упражнений I-IV. Затем мысленно 5-6 раз повторяют формулу "Солнечное сплетение теплое, излучает тепло".

При появлении отчетливого ощущения тепла в эпигастральной области упражнение считается усвоенным.

Упражнение
VI - вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, соответствующие описанным 5 упражнениям. Затем 5-6 раз мысленно повторяют формулу: "Лоб приятно прохладный" или "лоб слегка прохладный" (не холодный!). Упражнение усвоено, когда больной научится вызывать отчетливое ощущение легкой прохлады в области лба.

Когда то или иное упражнение хорошо освоено, длинные формулы самовнушения заменяются краткими: "спокойствие", "тяжесть", "тепло", "сердце и дыхание спокойное", "солнечное сплетение теплое", "лоб прохладный".

После окончания упражнений сидят спокойно первые 2 нед. тренировки 30-60 с, в дальнейшем - дольше (сколько захочется). После этого всегда дают "отбой" - выводят себя из со стояния покоя и сонливости. Для этого дают себе резкую мысленную команду: 1. "Согнуть руку" (при этом делают 2-3 резких сгибательных движения в локтевом суставе); 2. "Глубоко вздохнуть"; 3. "Открыть глаза". Первые недели сеансы лучше проводить в тишине, при неярком свете, последующие - при нерезком шуме с тем, чтобы привыкнуть сосредоточиваться в любой обстановке (сеансы можно проводить во время езды в автобусе или поезде). Больных предупреждают, что они не должны внушать себе, если это не назначено врачом, замедление сердечной деятельности, так как это может привести к временному нарушению функции сердца, а также внушать себе, что "голова горячая", чтобы не вызывать нежелательного прилива крови к голове. Не разрешается заменять формулу "лоб приятно прохладный" формулой "лоб холодный" во избежание возникновения обморочных состояний, приступа мигрени или других вазомоторных нарушений.

Приведенные 6 упражнений
J.Schultz относит к "низшей ступени" аутогенной тренировки, позволяющей избирательно воздействовать на некоторые вегетативные и психические процессы. К "высшей ступени", или аутогенной медитации (самосозерцанию), он относит упражнения, направленные на вызывание состояния нирваны со способностью к произвольной яркой визуализации представлений, а также разнообразного сновидного расщепления сознания, во время которого занимающийся сам по себе задает вопросы и получает ответы в виде сновидных образов. К ним, по его мнению, могут переходить те, кто не менее 6-12 мес. занимался аутогенной тренировкой.

D. Muller-Hegemann (1961) рекомендует после 10 нед. аутогенной тренировки вводить формулы самовнушения: "мышцы лица расслаблены", "нижняя челюсть отвисает", "язык тяжелый", "глазные яблоки закатываются вверх". Для облегчения вызывания ощущения прохлады в области лба нужно посадить больного недалеко от открытой форточки, чтобы он испытывал легкое дуновение прохладного воздуха во время выполнения этого упражнения.

Модификация методики
J.Schultz, разработанная в нашей клинике [Ромен А.С., 1963, 1967; Свядощ А.М., Ромен А.С., 1966, 1967], заключается в том, что перед началом тренировки применяется подготовительное упражнение, помогающее научиться расслаблять мышцы тела. Для этого в положении сиди или лежа нужно сжать пальцы рук (ног), напрячь мышцы и затем, настойчиво думая: "Мышцы кистей (стоп), всего тела расслаблены", свободно расслабить руки (ноги) и сделать ими несколько раз потряхивающие движения. При выполнении 3 упражнения по Шульцу следует предварительно вызвать ощущение тепла в области грудной клетки (внушать себе: "Грудь теплая"), после него начать овладение ритмом сердечной деятельности. При выполнении упражнения 4 по Шульцу (регуляция дыхания) при мысленном произнесении фразы "Я дышу совершенно спокойно" делать вдох одновременно со словами "Я дышу" и выдох со словами "совершенно спокойно".

Если во время тренировки краткие формулы самовнушения "Рука теплая..." и др. оказываются малоэффективными, предлагается сопровождать их вызыванием соответствующего образного представления, например, что рука опущена в таз с горячей водой. Можно применить и безусловнорефлекторное подкрепление, например, самовнушение "Рука холодная" сочетать с опусканием ее в холодную воду.

Недостатком методики Шульца является то, что для овладения ею требуется 2-3 мес. Для сокращения этого срока мы стали объединять упражнения 1 и 2 по Шульцу и после 1-2 нед. тренировки вводить лечебные самовнушения.

С этой же целью Л.Т. Бортник и М.С. Лебединский (1966) предлагают удлинить каждый сеанс аутогенной тренировки до 25-30 мин, сочетая его с элементами внушения. На усвоение каждого из 6 упражнений Шульца при этом затрачивается в среднем 3 дня, после чего еще в течение 10-12 дней проводится тренировка с применением всех отработанных формул. Лечебные самовнушения включаются с первых дней занятий. На сочетании элементов внушения и самовнушения основана и модификация Г. С. Беляева (1977).

В. Луте (1974), В. . Рожнов, А.С. Слуцкий (1979), К. Шипош (1980) и др. для лучшего овладения аутогенной тренировкой рекомендуют применять технические приспособления, позволяющие тренирующимся следить за температурой кожи, электромиограммой, частотой пульса, пневмо-, плетизмо- и электроэнцефалограммой во время тренировки. Эта методика получила название аутогенной тренировки с обратной связью. Она потребовала, как отмечает В. Луте, некоторой модификации стандартных формул Шульца в сторону большей детализации вызываемых или возникающих ощущений.

При проведении тренировок дома можно пользоваться соответствующей магнитофонной записью. Сеансы коллективной тренировки удобнее всего проводить с группами до 42 человек.

Влияние на некоторые физиологические процессы
Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающее во время аутогенной тренировки, сопровождается ослаблением тонуса не только поперечнополосатой, но и гладкой мускулатуры, а также уменьшением эмоциональной напряженности. В этом отношении аутогенная тренировка наряду с методом прогрессивной мышечной релаксации, по Е.
Jecobson (1948), может быть отнесена к методам релаксации хотя методы J.Schultz и Е. Jecobson во многом отличаются друг от друга.

Во время релаксации наступает некоторое снижение АД, замедление частоты пульса (в среднем на 4-6 в минуту); дыхание становится более медленным и поверхностным. Состояние релаксации характеризуется легкой сонливостью, которая может переходить в сон.

Полученные нами данные говорят, что состояние покоя и релаксации является гипнотическим фазовым. В связи с чем особую силу приобретают самовнушения. Особенностью релаксации является то, что она вызвана самовнушением и что при ней гипнотическое состояние может быть избирательным по направленности, благодаря чему возможны контроль за своими переживаниями и осуществление дальнейших самовнушений.

В серии наших опытов 15 студентов и два врача, обладавшие техникой аутогенной тренировки и никогда ранее не гипнотизировавшихся, внушая себе, что тело их напряглось, научились вызывать у себя резкую мышечную каталепсию. При этом наступало сужение сознания, появлялось ощущение невесомости тела и оно свободно удерживалось на весу с опорой на две точки - пятки и затылок, образуя каталептический мост. У них же при самовнушении "рука ничего не чувствует", "рука не моя" возникала анестезия, при которой можно было безболезненно проколоть кожную складку.

Во время аутогенной тренировки могут возникать деперсонализационные переживания [
Schultz J., 1966; Ромен А. С., 1970]. Так, например, одновременно с чувством тяжести могут возникнуть ощущение увеличения размеров руки, при самовнушении теплоты - ощущение чуждости или отсутствия конечности, иногда ее увеличения, в состоянии каталепсии - чувство невесомости тела. В генезе деперсонализационных переживаний, по всей вероятности, имеет значение изменение интероцептивных ощущений, связанных с мышечным расслаблением, изменением сосудистого тонуса и анальгезией, возникающих на фоне гипнотического фазового состояния.

Чем же объяснить силу оказываемого воздействия? Почему самовнушение стало вызывать у здоровых лиц такие явления, которые до того не вызывало? Видимо, здесь имеет значение, во-первых, то, что самовнушения проводятся в состоянии релаксации, т.е. на фоне гипнотического фазового состояния, во-вторых, самовнушения многократно повторяются.

Чтобы повлиять на вегетативную функцию, не поддающуюся произвольной регуляции, очень важно длительно и многократно вызывать представления, направленные на эту функцию. Тогда как бы проторяется путь от этого представления к вегетативным центрам, регулирующим эту функцию. Надо сказать, что этот механизм играет существенную роль и в патогенезе неврозов, например, в возникновении ложной истерической беременности у больной, длительно и страстно желавшей иметь ребенка, в нарушении функции у тревожно-мнительных личностей, фиксирующих свое внимание на деятельности какого-либо органа.

Лечебное применение
Аутогенная тренировка является методом саморегуляции психических и вегетативных функций. Поэтому она нашла не только лечебное применение, но и стала использоваться в педагогике, спорте, на промышленных предприятиях.

С лечебной целью аутогенная тренировка, как мы убедились, может быть применена в качестве симптоматического средства для устранения различных обратимых нарушений, в первую очередь у больных неврозами.

При лечении аутогенной тренировкой бессонницы, связанной с трудностью засыпания, вызывается состояние покоя и релаксации. Из этого состояния больной сам себя не выводит и оно быстро переходит в сон. Особенно хорошо поддаются лечению нарушения сна, вызванные доминированием в сознании тех или иных переживаний. Здоровые люди, занимавшиеся аутогенной тренировкой, отмечают, что она позволяет им. вызвать состояние релаксации, быстро засыпать даже в неблагоприятной и необычной обстановке при наличии помех.

При астенических состояниях рекомендуется периодический отдых в течение 10-15 мин или дольше в состоянии покоя и релаксации. Отдых в состоянии релаксации ведет к более быстрому восстановлению сил, чем в обычном состоянии покоя.

При состояниях тревожного ожидания у больных неврозами, эмоциональной напряженности, предоперационных волнениях, страхе (неврозе страха, фобиях) вызывается мышечная релаксация и проводятся систематические самовнушения (формулы: "Я спокоен, всегда спокоен"). Таким образом удается предупредить, устранить или смягчить тревогу. Кроме того, рекомендуется в волнующей ситуации, когда больной стоит, сидит или идет, вызвать изолированное расслабление мышц плечевого пояса, сделать глубокий вдох и перейти на спокойное, ровное дыхание. Таким путем удавалось преодолеть страх при публичных выступлениях, волнение на экзамене и т. д. Ряд учащихся музыкальных школ, занимавшихся у нас аутогенной тренировкой, отметили, что эти приемы позволили им избавиться от скованности и мучительного волнения во время ответственных выступлений. По мнению участников спортивных соревнований (стрельба, фехтование, спортивные игры, легкая и тяжелая атлетика), аутогенная тренировка помогает им снять чувство тревожного ожидания перед соревнованием, обеспечивает кратковременный отдых в состоянии релаксации. Все это помогает им достигнуть лучших результатов.

Уменьшение эмоциональной напряженности и преодоление боязни речи, достигаемые с помощью аутогенной тренировки, дают нередко хорошие результаты при лечении заикания. Во время каждого сеанса тренировки рекомендуется 5-6 раз мысленно повторить формулу: "Говорить или не говорить - мне совершенно безразлично...
Говорится само собой... Я вдыхаю слова...". Можно также внушать себе: "Мышцы шеи расслабились", "Гортань теплая".

Поскольку состояние покоя и релаксации мышц сопровождается ослаблением тонуса гладкой мускулатуры, оно может быть полезно при лечении гипертонической болезни в ее неврогенной стадии, бронхиальной астмы, кардиоспазма, спастических состояний желудка и кишечника. Помимо вызывания покоя и релаксации, при бронхиальной астме показано одно из следующих самовнушений или их комбинация: "Лоб прохладный, все лицо и шея до надгортанника прохладные, трахея, бронхи, легкие теплые, дышится свободно" или "Глаза, нос, шея, гортань слегка прохладные, нечувствительные, дышу свободно, в носу, во рту, в горле прохлада, грудь теплая". К концу каждого сеанса тренировки рекомендуются дыхательные упражнения под мысленную команду: "Вдох... выдох... пауза". При этом нужно делать медленный вдох и быстрый выдох. Лечение хорошо сочетать с несколькими сеансами гипнотерапии. При кардиоспазме рекомендуется формула: "Пищевод теплый, мышцы расслаблены" или "Шея теплая, мышцы шеи расслаблены".

При гипотонии К.И. Мировский и А.Н. Шагам (1965) рекомендуют в состоянии релаксации внушать себе те ощущения, которые вызывает адреналин или норадреналин (ощущение озноба, "гусиной кожи", холода и т.д.), и затем резко, толчкообразно вывести себя из состояния погружения командой: "Встать!" Вслед за этой командой - мгновенно выбросить вперед руки и встать.

Специальные лечебные формулы самовнушения включаются в упражнения после того, как больной научился вызывать у себя состояние покоя и ощущение тяжести в руке. При лечении расстройств деятельности сердца бывает достаточно приведенных выше упражнений, направленных на регуляцию этой деятельности, при лечении нарушений функции органов брюшной полости - упражнений, направленных на вызывание тепла в области солнечного сплетения. При вазомоторной головной боли и мигрени, если больной себя лучше чувствует от применения холода на голову, рекомендуется формула "Лоб прохладный", если же больному лучше помогают тепло и кофеин - формула "Лоб теплый".

Особенно показана аутогенная тренировка для лечения так называемых неврозов внутренних органов, в частности невроза сердца, желудочно-кишечного тракта (запоров, поносов, рвоты, метеоризма и др.), дискинезии желчных путей, ангионевротических отеков, вегетативных и вазомоторных расстройств. В последнем случае, если в основе нарушений лежит расширение сосудов, вызывается ощущение прохлады, если же их спазм - ощущение тепла, для купирования резкого покраснения лица, возникающего при волнении, нужно внушать себе: "Кровь уходит в ноги", при чувстве зябкости в ногах или другой части тела - вызывать ощущение тепла.

При наличии язв желудка или двенадцатиперстной кишки следует исключить 5 упражнение (вызывание ощущения тепла в области желудка), так как оно может вызвать кровотечение. Не следует применять это упражнение и при подозрении на опухоль в брюшной полости. Аутогенная тренировка нашла применение при колитах, в том числе язвенных, гипертиреозе, дисменорее, экземе (самовнушение "Кожа частая, теплая, гладкая"), аллергических заболеваниях, кривошее, писчем спазме, а также в качестве симптоматического средства для устранения болей различного генеза, в том числе при обезболивании родов. С помощью аутогенной тренировки нередко удается устранить боли при стенокардии (самовнушения: "Грудь (левая половина) теплая. Сердце бьется ровно, спокойно"), а также боли в области сердца у перенесших инфаркт миокарда.

Согласно современным воззрениям, в основе стенокардии могут лежать различные механизмы. Так, в одних случаях это спазм коронарных сосудов, в других - избыточное поступление в кровяное русло из надпочечников катехоламинов: адреналина и норадреналина. Последний, быстро поглощаясь сердечной мышцей, может повести к усиленному потреблению кислорода и вследствие этого возникновению относительной недостаточности кровообращения и ишемии миокарда. Возможно, что при стенокардии аутогенная тренировка может, во-первых, вызвать расширение коронарных сосудов: во-вторых, устраняя эмоциональную напряженность, уменьшать выделение катехоламинов надпочечниками. При лечении этим методом больных стенокардией опасность заключается в том, что они, перестав ощущать боль, могут недооценить тяжесть своего состояния. В связи с возможностью неблагоприятного течения сердечного заболевания при применении этого метода необходимо соблюдать соответствующий режим. Поэтому нецелесообразно применять аутогенную тренировку при тяжелых сердечных заболеваниях.

По нашим данным и наблюдениям наших сотрудников (А.С. Ромен, В.А. Сухарев), аутогенная тренировка весьма эффективна при лечении неврозов внутренних органов, невроза ожидания, в том числе импотенции, связанной с тревожным ожиданием неудачи, элементарных фобий, нарушений сна, состояний тревоги и страха невротического генеза, некоторых форм заикания, ночного недержания мочи, астенических состояний, а также легких приступов стенокардии.

Тяжелые, годами длящиеся навязчивые состояния редко поддаются лечению аутогенной тренировкой. Обычно отмечается лишь уменьшение тревоги и эмоциональной напряженности, возникшей при невыполнении навязчивого действия. В менее упорных случаях нередко удается устранить фобии или затормозить появление навязчивых мыслей. Рекомендуется при фобиях во время аутогенной тренировки представлять себя в ситуации, вызывающей страх. Например, больному агорафобией представлять себе, что он идет через площадь. Аутогенную тренировку в этих случаях хорошо сочетать с лечением по методу угашения условной связи. Для лечения истерии, по нашему мнению, аутогенная тренировка не подходит из-за внутреннего сопротивления больных терапии. Без активного же участия больного проведение аутогенной тренировки невозможно.

Недостатком метода является то, что требуется значительное время для его осуществления. Около 1/4 больных преждевременно прерывает тренировку или потому, что им не удается сосредоточить внимание на ее выполнение, или вследствие скептического отношения к ней и скрытого сопротивления лечению, или в результате недостатка выдержки, неспособности к длительному волевому усилию. Дети до 10 лет обычно не могут освоить эту методику. Аутогенную тренировку целесообразнее всего применять в комплексе с другими психотерапевтическими методами, в частности сочетать с лечением убеждением и внушением. Могут применяться при ней и мотивированные самовнушения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий