Английский
детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с
песком. Разработанная ею "техника построения мира" приобрела
известность. В 1935 году она опубликовала книгу под названием "Игра в
детстве".
Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга "Песочная терапия".
Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга "Песочная терапия".
Преимущества Песочной терапии:
- помогает выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами (особенно важно для детей и подростков);
- освобождает творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации;
- актуализирует воспоминания, возвращает к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения;
- дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, выбрать подходящий;
- дает возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни.
Как проводятся сеансы песочной терапии
Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей. Некоторые считают, что этот метод ведет к психоанализу, однако наш опыт показывает, что это самостоятельный метод терапии.
За десятки лет консультирования учениками Юнга был накоплен большой опыт, и в итоге они пришли к выводу, что существуют некоторые оптимальные характеристики, при соблюдении которых сеансы проходят наиболее эффективно. К ним относится, например, голубой цвет песочницы, в которой играет клиент (ребенок или взрослый), ее размер и высота бортиков. Для игры используются игрушк. Существует перечень необходимых наборов фигурок. Среди них - деревья, фигурки людей, животных и монстров, а также различные постройки, домашняя утварь и природные объекты (камни, семена, ракушки, перья и т.д.). Д. Кальфф использовала также символические, этнические и религиозные объекты, обеспечивающие передачу коллективного бессознательного в игре. Игрушки должны быть разными по материалу, фактуре, цвету - это тоже имеет значение.
Юнгианцы и "песочная терапия"
Юнг считал, что человек подчас не осознает, насколько сложен и богат его внутренний мир. "Тот, кто собирается изучать душу, не должен путать ее с сознанием, иначе он скроет предмет исследования от собственного взора", - писал он. Не только ярко осознаваемые мысли, чувства и ощущения составляют содержание нашей души, но и образы, рождаемые в сумерках личного бессознательного - то, что с нами когда-то происходило, а потом забылось; то, что было вытеснено. А где-то там, в глубинах бессознательного, скрыт еще и коллективный опыт наших предков… Юнг, как известно, считал, что существуют общие для всех людей мифологические мотивы, которые таятся в глубине бессознательного, - "архетипы". Они могут ожить в игре человека с песком наряду с его личными знаковыми понятиями.
Все, что находится в бессознательном, стремится проявиться вовне, и личность также в своем развитии стремится перейти из бессознательного состояния к целостному переживанию самой себя" (К. Г. Юнг). Занимаясь творчеством, человек ведет активный диалог со своим бессознательным. Вдохновленный, он черпает из него идеи и образы. Они получают материальное воплощение - в камне или на холсте, слове или песке. Быть может, человек не поймет - но почувствует, что у него есть проблемы, что необходимы перемены, и захочет перемен - тогда образы могут быть осознаны. Человек поведет диалог со своими творениями. Возникнет возможность двигаться дальше в своем развитии, создавать новые образы, не похожие на прежние. Только неосознанное бессознательное - источник комплексов, искажающих самосознание.
Дора Кальфф исходила из гипотезы своего учителя, согласно которой психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению. Она утверждала, что в процессе "песочной терапии" происходит развитие самосознания пациента. При этом ландшафты, создаваемые взрослыми клиентами, отражают те же стадии психического развития, что и работы детей.
Современник и ученик К. Г. Юнга, Эрих Нойманн, более подробно разработал представление об этапах развития сознания. Разговор в понятиях юнгианской психологии требует от читателя предварительной теоретической подготовки, знания специальной терминологии, а это не входит в задачу данной статьи. Терапевты, которые работают методом "песочной терапии" в рамках этого направления, проходят специальный курс обучения. Поэтому мы не будем пытаться объяснить, что видит терапевт-юнгианец за работой ребенка в песке. Сделаем лишь несколько замечаний.
Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий человек может осмыслить содержание бессознательного, создавая песчаные ландшафты один за другим. Образы целительны потому, что они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Человек "отрабатывает" свои символы, свои проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис. Вейнриб, юнгианский аналитик, в 1983 году предложил схему описания стадий "песочной терапии". Схема позволяет понять связь создаваемых от сеанса к сеансу песочных композиций между собой и их символическое значение.
Все подвергается анализу терапевта - фигуры и постройки, формы и цвета. Анализируется пространство песочницы, в которой клиент строит свой мир. Существует карта, согласно которой песочница разделена на ряд секторов, каждый из которых соотносится с сознанием или бессознательным и архетипами.
Именно благодаря такому анализу терапевт наблюдает за динамикой символов своего клиента. Когда клиент говорит, что уже хватит работать, значит, процесс самоисцеления завершен. В результате курса "песочной терапии" проходит тревога, страхи, искажающие поведение эмоции устраняются.
Комментариев нет:
Отправить комментарий